Культура и искусствоВойна в творчестве Гелия КоржеваВолшебный мир Галлен-КаллелыАнри Матисс. Путешествие в РоссиюАнри Матисс. Марокканский свет.Американская живопись второй половины XIX - первой половины XX вековГалерея Кауницов в Славкове (Аустерлице)Западноевропейская коллекция ЭрмитажаПришелец и аборигенка. Глава из детектива Татьяны ЛатуковойРусская иконописьТри интересных иконы девятнадцатого века из проекта «Се Вера»Сергий РадонежскийИноки и отшельникиОчарованный странник. Лирика Екатерины ПольгуевойЖивописные панно «Неандертальцы» и «Кроманьонцы»Алюминиевый занавесПанно «Книги — память человечества»Театр «Около дома Станиславского». Спектакль «Школа дураков»Фестиваль «Империя оперы»Выставка «Век Пикассо»Coffee Story, Оскар Питерсон и трио Одиссея
 
Волшебный мир Галлен-Каллелы
 


 

Волшебный мир Галлен-Каллелы

Спросите любого финна: кто из художников еще при жизни прославился на родине и за ее пределами? Первым каждый назовет имя Аксели Валдемара Галлен-Каллелы. Он родился в 1865 году в городе Пори, умер в 1931 году в Стокгольме, возвращаясь домой из поездки в Копенгаген. Очень многое сделано им для художественной культуры своей страны, его имя прочно вошло в историю европейского и мирового искусства.

Обратимся лишь к некоторым фактам. Может быть, самые яркие из них связаны с Парижской всемирной выставкой 1900 года, на которой Финляндия, с 1809 год в качестве Великого Княжества Финляндского входившая в состав России, получила возможность самостоятельно продемонстрировать миру свои достижения в собственном павильоне. Павильон был сооружен молодыми и, как показало время, талантливыми финскими зодчими — А. Линдгреном, Э. Саариненом, Х. Гесселиусом: все трое оставили заметный след в архитектуре Финляндии. К сожалению, их парижский павильон — памятник национального романтизма — направления скандинавском зодчестве рубежа XIX — ХХ столетий, в прессе названный «жемчужиной выставки», не сохранился. Его экспозиция включала много произведений финского искусства. Среди них было и немало работ Галлен-Каллелы — главного устроителя этого павильона.

А. Галлен-Каллела на этюдах у водопада Иматра
А. Галлен-Каллела на этюдах у водопада Иматра.
Фото. 1893.

А. Галлен-Каллела расписал плафон центрального холла – покрыл его внушительными сценами на сюжеты карело-финского народного эпоса «Калевала», в котором глубокий лиризм сочетается с героическими нотами в характеристике людей и природы. Художник избрал технику фресковой живописи, которую предварительно тщательно изучал в Италии на примере монументального искусства великиx мастеров Возрождения.

Сюжеты «Калевалы» дали необычные названия изображенным сценам: «Илмаринен пашет», «Выковывание Сампо» и «Защита Самно» (Сампо один из основных символов «Калевалы» — чудесная мельница, дарующая людям хлеб и счастье), «Язычество и христианство». Эти темы наиболее соответствовали поискам художника, который в героических образах эпоса, в высокой романтике и драматическом пафоса его песен (рун) находил совпадение своих замыслов со свободолюбивыми устремлениями народа. И обращение к этим темам в обстановке наивысшего подъема национально-освободительного движения в Финляндии было очень важным фактором духовной жизни страны.

А. Галлен-Каллела. Защита Сампо
А. Галлен-Каллела. Защита Сампо
Темпера. 1896.

С особой выразительностью тему добра и зла Галлен-Каллела воплотил в монументальной композиции «Защита Сампо», которой предшествовала одноименная станковая картина, написанная темперой в 1896 году. С неистовой силой автор трактует героический поединок мужественного и непреклонного Вяйнемейнена и других мужей земли Калевала с безобразной старухой Лоухи, обернувшейся орлом-хищником и символизирующей враждебную страну Похъелу.

Не на жизнь, а на смерть – такой изображает Галлен-Каллела схватку за обладание Сампо. Спустя двадцать восемь лет он повторит свои парижские фрески в вестибюле Национального музея в Хельсинки.

А. Галлен-Каллела. Пастух из Панаярви
А. Галлен-Каллела. Пастух из Панаярви.
Масло. 1892.

В Париже финский художник выступил не только как монументалист, но и как автор станковых композиций и гравюр, превосходный пейзажист. Вспомним слова Сергея Дягилева: «Никто с такой поэзией и силой не передаёт финской природы, зимы, озёр и лесов, как этот оригинальный художник. В однотонном северном пейзаже он находит такое разнообразие и такую яркость колорита, которая впору лишь лучшим пейзажистам «ослепительного юга». Холодное северное солнце, красное, лиловое, золотое, обливает своими лучами ярко-желтую осень или блестящую белизну снежных равнин». Называя Галлен-Каллелу «изумительным современным декоратором», он подчеркивал: «Впрочем, после Парижской выставки это наше мнение разделяется всей художественной Европой». Немалую роль в этом сыграло и участие живописца в оформлении комнаты «Ирис» — специальной экспозиции в павильоне Финляндии. Свое название она получила от фабрики «Ирис», с 1897 по 1902 год работавшей в городе Порвоо и оставившей заметный след в развитии финской художественной культуры на пороге нового — ХХ столетия.

Характеризуя экспозицию в целом, следует подчеркнуть, что ее цель — показать гармоничную, построенную по законам высоких эстетических принципов повседневную среду, в которой находится человек. Другой ее особенностью является единый художественный стиль, ориентированный на бережное отношение ко всему финскому. На рубеже XIX и ХХ веков в искусстве многих стран формировался стиль модерн, который привлек особое внимание финских мастеров. Одним из его признаков было стремление продолжить народную традицию, выразить самое существенное, что ее характеризует. Именно в этом качестве «финский стиль», как называли модерн сами финны, был продемонстрирован в экспозиции комнаты «Ирис». За исключением керамики, все ее Экспонаты, прежде всего мебель и текстиль, были выполнены по проектам Галлен-Каллелы. Здесь раскрылась ещё одна грань его дарования - способность к способность к художественному конструированию. Связанный с фабрикой «Ирис» (кстати, ее продукция с успехом продавалась и в Петербурге), Галлен-Каллела совершенствовал мастерство в самых разных сферах декоративно-прикладного искусства, первым заложив основы многих видов художественной промышленности Финляндии.

А. Галлен-Каллела. Девочка из Калелы (Анна Слёёр)
А. Галлен-Каллела. Девочка из Калелы (Анна Слёёр).
Масло. 1897.

Задолго до Парижской выставки, в середине 1890-х годов, когда А. Галлен-Каллела создавал свой первый дом в Руовеси, в глуши северо-восточной Финляндии, и позже, уже в новом столетии, когда строил другое жилище-мастерскую в окрестностях Хельсинки — Тарваспяя, всякий раз он проявлял огромный интерес к самым мельчайшим деталям, которые формируют интерьер и внешнюю среду. Он был не чужд антикварным интересам. В размахе этой его деятельности убеждает его интерьерное наследие: стулья, шкафы и столы, витражи и ковры, плакаты и обложки для книг, ножи для разрезания страниц, дверные ручки и детские игрушки, лампы, курительные трубки и пепельницы, почтовые марки, значки, ордена и денежные купюры, образцы военной униформы и многое другое.

Галлен-Каллелы был пионером, зачинателем во многих сферах современной художественной промышленности Финляндии — значительной из сторон ее сегодняшней культуры. Упоминание о Парижской выставке в этой связи важно, так как именно здесь началось триумфальное шествие финского дизайна в ХХ век. Его основоположником и был замечательный финский художник, еще тогда в Париже удостоенный золотой и двух серебряных медалей.

А. Галлен-Каллела. Мари Галлен на фоне скал в Вехмерсалми
А. Галлен-Каллела. Мари Галлен на фоне скал в Вехмерсалми
Масло. 1893.

Теперь — о творческой эволюции Галлен-Каллелы. Он начинал со скромных, но наполненных искренним чувством картин, в которых изображал сцены из деревенской жизни и северные пейзажи. Одна из самых задушевных ранних вещей — «Мальчик и ворона».

Ее главный герой — босоногий мальчишка в залатанных штанах и рваной рубашонке. Изображенный в рост и почти спиной к к зрителю на фоне пожелтевшей травы, он боится спугнуть сидящую на земле птицу. Картина трогает своим сюжетом. Но она примечательна также и стремлением автора разработать сдержанную гамму зеленовато-коричневых тонов. В следующем году молодой живописец напишет полотно «Старуха и кошка», которое с еще большей убедительностью свидетельствует о его наблюдательности. Самым известным произведением второй половины l880-х годов станет картина «Первый урок», на которой в крестьянской избе художник изобразил читающую букварь девочку и на миг оторвавшегося от работы пожилого мужчину. Полотно имело успех и было даже продано за границу, однако позже возвращено на родину и показывалось на выставках финского искусства.

Все эти произведения отмечены интересом их автора к жизни простых людей, для изучения которой многие финские мастера уходили «в народ», в отдаленные от центра страны глухие районы. Галлен-Каллела был среди них наиболее активным. Так, в результате его путешествий по Финляндии появилась картина «Пастух из Панаярви», где мы созерцаем прекрасно написанный северный пейзаж и органически слившуюся с ним фигуру подростка, трубящего в пастуший рог. И эту композицию, воссозданную в неяркой, но правдивой цветовой гамме, художник воспринял как типичную для народной жизни сцену. Лиричностью отличаются и его «чистые» пейзажи. Он любил писать могучие сосновые леса с фигурными валунами, синие озера Финляндии. Особая красота заключена в зимних ландшафтах. Деревья в них порой искрятся трепетным инеем, порой спят под пышным белым покровом. Царство ослепительно белого снега пленило художника и у водопада «Иматра», где он был запечатлен на фотографии.

А. Галлен-Каллела. Портрет Сибелиуса, автора «Саги».
А. Галлен-Каллела. Портрет Сибелиуса, автора «Саги».
Фрагмент. Акварель. 1894.

Интерес к пейзажу Галлен-Каллела сочетал с желанием проникнуть во внутренний мир человека. С большим увлечением он работал в жанре портрета. В созданной им галерее современников много знаменитых людей — актриса Ида Аалберг, художники Ээро Ярнефельт и Эдвард Мунк, композиторы Ян Сибелиус и Густав Малер. Здесь же — два портрета Максима Горького: узы настоящей, порой трудно складывающейся дружбы связывали финского мастера с русским писателем. Часто моделями служили члены семьи: мать, чей великолепный портрет принадлежит Национальному музею в стокгольме, жена, которую, начиная с 1880го года, когда он познакомился с Мари, Галлен-Каллела писал и гравировал на протяжении всей жизни, изображая то в карельском народном костюме, то за рукоделием, то кормящей грудью младенца, в интерьере или на природе. Позировали отцу и дети. Во всех портретах Галлен-Каллела стремился к выразительности психологической характеристики образов.

Центральной темой творчества художника был цикл работ, посвященных «Калевале», о которых мы уже говорили в связи с Парижской выставкой. Вскоре после нее он получил частный заказ от промышленника Юселиуса и выполнил серию фресок в мавзолее его умершей дочери в городе Пори. Времена года, запечатленные в этом цикле, представляют собой наиболее проникновенные изображения природы в творчестве мастера.

Живописец, гравер, дизайнер, А. Галлен-Каллела проявил себя и как способный архитектор. Он сам спроектировал и осуществил строительство своих двух домов, о которых мы упомянули. Оба воздвигнуты в окружении естественного природного ландшафта, сочетающего скалы, лес и воду, восхищающего своей первозданностью. Оба, хотя дом в Руовеси в наибольшей степени, таят в себе истоки образной выразительности, почерпнутой в народном искусстве, в калевальской традиции. Они до сих пор сохраняют тепло той творческой атмосферы, которая царила здесь при жизни художника, являются ныне популярными достопримечательностями страны.

В 1931 году, к 30-летию со дня смерти Галлен-Каллелы, был открыт музей Тарваспяя, где мастер поселился после поездки на Африканский континент. Любовь к жизни, стремление познать новое вели его в неведомые края. Изъездив Европу, он совершил длительное путешествие в США. Весной 1917 года по случаю открытия финской выставки в Петербурге Галлен-Каллела последний раз побывал в Росспи. Здесь он не раз показывал свои работы, которые репродуцировались в журнале «Мир искусства», дружил с деятелями русской культуры. В 1920 году престарелый Репин написал замечательный портрет своего финского друга. Его наследие наиболее полно представлено на родине, в музеях Хельсинки и Турку. Оно — свидетельство неустанного поиска красоты и высокой идеи, который на протяжении всей жизни Галлен-Каллела сопровождал поистине подвижническим трудом.

М.Безрукова, кандидат искусствоведения


Приглашаем на сайт Формула дизайна, представляющий материалы по истории искусства, живописи, архитектуры, а также рассматривающий национальные традиции в народном и прикладном искусстве. Прошлое и современность представлены в работах художников разных исторических эпох и стран.


Следующая страница: Анри Матисс. Путешествие в Россию

   •  Главная   •  Культура и искусство   •  Волшебный мир Галлен-Каллелы  
 
Итальянское вино ИЛЬ ПАЛАЦЦО   Пришелец и аборигенка. Глава из детектива Татьяны Латуковой   Три интересных иконы девятнадцатого века из проекта «Се Вера»   Очарованный странник. Лирика Екатерины Польгуевой
  О проекте
Карта сайта
Рассказики
Страны и города
Наука и техника
Культура и искусство
Красота и здоровье
Дом и сад
Семья и дети
 
   18+