Культура и искусствоВойна в творчестве Гелия КоржеваВолшебный мир Галлен-КаллелыАнри Матисс. Путешествие в РоссиюАнри Матисс. Марокканский свет.Сергий РадонежскийРусская иконописьИноки и отшельникиЗападноевропейская коллекция ЭрмитажаАлюминиевый занавесПанно «Книги — память человечества»Театр «Около дома Станиславского». Спектакль «Школа дураков»Фестиваль «Империя оперы»Выставка «Век Пикассо»Coffee Story, Оскар Питерсон и трио Одиссея
 
Волшебный мир Галлен-Каллелы
 
 

Иноки и отшельники

Порой мы встречаем людей в черных рясах, несуетных, будто ушедших глубоко в себя, образ жизни которых многим мирянам кажется странным и ущербным. Ну как это отказаться от всего? От телевизора, от вкусной еды, от возможности вволю повеселиться? .. А тут человек сам, по собственной воле, отрекается от всего, что мы считаем «солью» жизни. Он становится монахом.

Зародилось монашество в IV в. Тогда, при императоре Константине, христианство стало господствующей религией, и общины начали терять строгий, сугубо религиозный образ жизни. Но находились люди, которые искали духовного подвига, видя его в возможности вести чистую и святую жизнь. Одни добровольно отказывались от имущества и раздавали его бедным. Другие принимали обет девства, проводя время в посте и непрестанной молитве, воздержании и труде, хотя при этом не удалялись от мира и жили вместе со всеми. Такие люди назывались аскетами, то есть подвижниками.

Основателем и отцом монашества считается Антоний Великий. Он — зачинатель отшельнического иночества. Каждый инок жил отдельно в хижине или пещере, предаваясь посту, молитве. Но все они находились под руководством одного наставника — аввы (отца).

Но велики были соблазны жизни, и не всякому удавалось их одолеть. Тогда подвижники стали удаляться от мира в горы, леса, пещеры, пустыни. И там вели одинокий, отшельнический образ жизни. Их так и называли - отшельники или пустынники. Так начиналось монашество, или, по-руски, иночество, то есть иной, удаленный от мирских соблазнов образ жизни.

Монахи
Монахи

Постепенно стал появляться и другой вид иноческой жизни, когда несколько подвижников собирались в одну общину. Такие общины назывались монастырями. Если же в монастыре жило 100 и больше монахов, он назывался лаврой. Аввы отшельников стали игуменами монастырей, или архимандритами. Обычно из ахимандритов выбирали епископов.

Выполняя положенные по уставу различные работы, монахи тем самым совершают послушания. Издавна существуют монастыри не только мужские, но и женские. Они тоже подчиняются своему строгому уставу. Люди, решившие посвятить себя Богу, подвергают себя суровым испытаниям на способность стать монахом — проходят искус. И лишь после этого дают невозвратные обеты.

Само иночество состоит из двух ступеней: малой схимы и великой схимы. Принимая малую схиму, послушник дает обеты иночества и получает новое имя, как бы отрезая себя таким образом от прошлой жизни. Монахи, принимающие великую схиму, дают еще более строгие обеты. Им еще раз меняют имя. Таких монахов, принявших большую схиму, называют схимниками.

В монашество приходят люди самые разные. Есть среди них и выросшие в семьях фанатично верующих, с младенчества посвященные Богу. Но большинство делает свой выбор осознанно, понимая всю серьезность, ответственность и необратимость такого шага. И тут уже не имеет значения ни социальное положение, ни уровень образованности.

Еще в конце XI в. дочь великого князя Всеволода Анна постриглась в монахини. Живя в монастыре, построенном ее отцом, она учредила в нем училище для девиц, сама обучала их грамоте, пению, шитью.

В монастырях зародилась живопись. Выученные сначала приезжими греческими мастерами, русские иконописцы достигли в своем творчестве таких художественных высот, что и поныне их работы восхищают весь мир. Литература российская корнями своими прорастает из монастырских келий, где монахи трудились над летописями. Летописец Нестор стал одним из первых зачинателей литературы и истории.

Известный духовный писатель XVII в. Петр Могила,человек высокообразованный, учившийся в европейских университетах, был основателем Киево-Могилянской духовной академии, первого на Руси учебного заведения такого масштаба.

Иноки в России были первыми наблюдателями «тверди небесной», следили за движениями планет, высчитывали сроки лунных и солнечных затмений. Путешествуя в разные страны к святым местам, они стали первыми географами. В находившемся в Кремле и, к огромному сожалению, разрушенном древнем Чудовом монастыре архиерей Малиновский основал чудовский хор певчих, собранных по всей Москве и в других городах.

И для простого люда монастыри были необходимы. За их крепкими стенами окрестные жители скрывались в страшные дни вражеских нашествий. Сюда приходили за поддержкой со своими бедами. Порой шли издалека, зная, что при монастырях есть странноприимницы, где страннику всегда давали ночлег, пищу. Из монастырей часто посылали милостыню бедствующим от голода, заключенным в тюрьмы.

Сегодня, когда монастыри возродились после долгих гонений и разрушений, в послушники приходят и бывшие студенты, и художники, и ученые. Зов монашеской жизни, отречения от мирской суеты ведёт к иночеству, к духовным поискам.

Статья подготовлена при участии редакции сайта Иконовед. Христианские ценности и их художественное выражение в иконах - один из серьёзнейших пластов русской истории и культуры, нуждающийся в осмыслении и сбережении.


Следующая страница: Западноевропейская коллекция Эрмитажа

   •  Главная   •  Культура и искусство   •  Иноки и отшельники  
 
Страны и города Наука и техника Культура и искусство
Итальянское вино ИЛЬ ПАЛАЦЦО   Гранитные ступени   Мозаичная композиция   Красота и здоровье
Красота и здоровье Дом и сад Семья и дети
  О проекте
Карта сайта
Винотека
Рассказики
Страны и города
Наука и техника
Культура и искусство
Красота и здоровье
Дом и сад
Семья и дети
 
   18+