Культура и искусствоВойна в творчестве Гелия КоржеваВолшебный мир Галлен-КаллелыАнри Матисс. Путешествие в РоссиюАнри Матисс. Марокканский свет.Сергий РадонежскийРусская иконописьИноки и отшельникиЗападноевропейская коллекция ЭрмитажаАлюминиевый занавесПанно «Книги — память человечества»Театр «Около дома Станиславского». Спектакль «Школа дураков»Фестиваль «Империя оперы»Выставка «Век Пикассо»Coffee Story, Оскар Питерсон и трио Одиссея
 
Страны и города
 
 

Русская иконопись

Иконы на Русь пришли из Византии после Крещения Руси. История сохранила нам имя одного из первых русских иконописцев Алипия Печорского, он жил во второй половине XI века и умер в 1114 году. В то время иконы Алипия считались совершенными, а тогда в Киеве писали иконы лучшие константинопольские художники. В Печорском «Патерике», или «Отечнике», — так называется книга, рассказывающая о жизни старцев-монахов, — описан чудесный случай. Однажды Алипий заболел и не успел вовремя окончить, заказанную икону. Тогда в келью к Алипию явился ангел, взял кисть и дописал неоконченный образ...

Наши предки считали создание произведений - церковного искусства делом почти неземным. А красоту икон называли «ангельской красотой». Подавляющее большинство иконописцев для нас до сих пор остаются неизвестными. Почему так происходит — попробуем объяснить.

Перед иконописцем стоит двойная, практически неразрешимая задача. Во-первых, изобразить мир ангелов, святых и праведных людей. Показать мир божественный, человеческому глазу невидимый, но изобразить его, как подлинную реальность. Во-вторых, каким-то образом отобразить на иконе то, что эта «реальность» совсем не похожа на наш мир. Совершенно невозможная задача — показать то, чпго не увидишь глазами! При этом надо показать убедительно, словно иконописец ничего не придумал от себя, будто он видел то, что рисует. Одновременно в иконе необходимо смотрящему ясно дать понять, что изображаемое не может соответствовать тому, что изображается. В самом деле, как можно «нарисовать» Бога, которого «никто не видел никогда»?

А для того чтобы иконописцы не допускали вольностей, не фантазировали, существует канон — свод правил и художественных приемов иконописи. Главные правила канонаэто обратная перспектива, символичность и отсутствие объемности иконописных фигур, их плоскостность. С точки зрения западноевропейского классического искусства это неправильно. Плоскостное изображение нарушает привычное глазу трехмерное пространство. А как раз это и заставляет смотреть как бы вглубь иконы, «рассматривать» ее смысл.

Икона Параскева Пятница
Икона Параскева Пятница

Некоторые считают, что иконопись нельзя в полном смысле назвать творчеством — созданием новых произведений искусства. Однако в действительности иконопись - тонкое творчество, подчиняющееся определённым правилам. Иконописцы никогда не приписывают себе заслуг, если икона получилась красивой, удачной. Они считают себя лишь «кисточкой в руках Божьих». Поэтому-то иконописцы почти никогда и не подписывают своих работ. Они не хотят давать места своей гордости, тщеславию. Приступая к новой работе, иконописец обязательно должен несколько дней пребывать в посте и молитве. Лишь после этого он может приниматься за кисть.

Обычно иконы писали на обработанных досках, лучшими считались липовые. Если формат иконы большой, то доски склеивали друг с другом, а на обратной стороне и с торцов делались шпонки, чтобы предохранить доску or деформации. Доску проклеивали жидким рыбьим клеем, затем накладывали паволоку — это грубая материя типа мешковины. Современные иконописцы сейчас используют марлю. На марлю наносится левкас — смесь рыбьего клея и мела. (Вместо рыбьего клея сейчас используется желатин.) Левкас наносится штапелем тонкими слоями, давая каждый раз очередному слою просохнуть. Штапель — это инструмент, похожий на металлическую лопаточку, применяется для грунтовки, перемешивания краски и очистки палитры. Количество слоев левкаса может быть от 7 до 1О. Затем левкас полируют и, если иконописец опытный, сразу делается рисунок кистью по левкасу: сначала светлой охрой, потом черной краской.

Те места, где должно лежать золото, покрывали красной краской, и лишь потом золотили. Затем рисунок обводили острой иглой. Если позолота зашла за края, ее счищают и приступают к «роскраши». Краски для икон делались минеральные, на основе растертых в порошок камней. Нередко использовались полудрагоценные камни. Камни толкли в ступке и перетирали курантом на стекле. Курант-похожий на конус инструмент из фарфора или стекла. Связующим веществом для красок являлся разведенный на воде яичный желток.

Мастер артели наносил рисунок и составлял цвета, он же писал наиболее трудные части — лицо, руки, ноги. Остальное писали помощники. К ликам — лицам — приступали в последнюю очередь, когда основные цвета уже были нанесены на икону.

Русская иконопись пережила серьёзный кризис в советское время, когда начались гонения на церковь и церковное искусство. Иконописцы после Октябрьской революции были вынуждены искать новые возможности для творчества. В крупных центрах иконописи - Палехе, Мстере, Федоскине - участие иконописцев в прикладной росписи придало новый художественный смысл народным промыслам. Но в целом по стране иконопись оказалась вне закона. После десятилетий забвения возрождение старинных техник и художественных принципов потребовало времени и серьёзных усилий. Появившиеся в 1990-х годах во множестве новые иконы зачастую не выдерживают никакой художественной критики. Однако со временем традиции иконописи возрождаются, развиваются иоткрывают новые возможности творчества.

Приглашаем всех любопытных и заинтересованных в Магазин старинных икон Иконолепие




Следующая страница: Иноки и отшельники

   •  Главная   •  Культура и искусство   •  Русская иконопись  
 
Страны и города Наука и техника Культура и искусство
Итальянское вино ИЛЬ ПАЛАЦЦО   Гранитные ступени   Мозаичная композиция   Красота и здоровье
Красота и здоровье Дом и сад Семья и дети
  О проекте
Карта сайта
Винотека
Рассказики
Страны и города
Наука и техника
Культура и искусство
Красота и здоровье
Дом и сад
Семья и дети
 
   18+