Культура и искусствоВойна в творчестве Гелия КоржеваВолшебный мир Галлен-КаллелыАнри Матисс. Путешествие в РоссиюАнри Матисс. Марокканский свет.Сергий РадонежскийРусская иконописьИноки и отшельникиЗападноевропейская коллекция ЭрмитажаАлюминиевый занавесПанно «Книги — память человечества»Театр «Около дома Станиславского». Спектакль «Школа дураков»Фестиваль «Империя оперы»Выставка «Век Пикассо»Coffee Story, Оскар Питерсон и трио Одиссея
 
Искусство
 
 

Русская иконопись

Иконы на Русь пришли из Византии после Крещения Руси. История сохранила нам имя одного из первых русских иконописцев Алипия Печорского, он жил во второй половине XI века и умер в 1114 году. В то время иконы Алипия считались совершенными, а тогда в Киеве писали иконы лучшие константинопольские художники. В Печорском «Патерике», или «Отечнике», — так называется книга, рассказывающая о жизни старцев-монахов, — описан чудесный случай. Однажды Алипий заболел и не успел вовремя окончить, заказанную икону. Тогда в келью к Алипию явился ангел, взял кисть и дописал неоконченный образ...

Наши предки считали создание произведений - церковного искусства делом почти неземным. А красоту икон называли «ангельской красотой». Подавляющее большинство иконописцев для нас до сих пор остаются неизвестными. Почему так происходит — попробуем объяснить.

Перед иконописцем стоит двойная, практически неразрешимая задача. Во-первых, изобразить мир ангелов, святых и праведных людей. Показать мир божественный, человеческому глазу невидимый, но изобразить его, как подлинную реальность. Во-вторых, каким-то образом отобразить на иконе то, что эта «реальность» совсем не похожа на наш мир. Совершенно невозможная задача — показать то, чпго не увидишь глазами! При этом надо показать убедительно, словно иконописец ничего не придумал от себя, будто он видел то, что рисует. Одновременно в иконе необходимо смотрящему ясно дать понять, что изображаемое не может соответствовать тому, что изображается. В самом деле, как можно «нарисовать» Бога, которого «никто не видел никогда»?

А для того чтобы иконописцы не допускали вольностей, не фантазировали, существует канон — свод правил и художественных приемов иконописи. Главные правила канонаэто обратная перспектива, символичность и отсутствие объемности иконописных фигур, их плоскостность. С точки зрения западноевропейского классического искусства это неправильно. Плоскостное изображение нарушает привычное глазу трехмерное пространство. А как раз это и заставляет смотреть как бы вглубь иконы, «рассматривать» ее смысл.

Икона Параскева Пятница
Икона Параскева Пятница

Некоторые считают, что иконопись нельзя в полном смысле назвать творчеством — созданием новых произведений искусства. Однако в действительности иконопись - тонкое творчество, подчиняющееся определённым правилам. Иконописцы никогда не приписывают себе заслуг, если икона получилась красивой, удачной. Они считают себя лишь «кисточкой в руках Божьих». Поэтому-то иконописцы почти никогда и не подписывают своих работ. Они не хотят давать места своей гордости, тщеславию. Приступая к новой работе, иконописец обязательно должен несколько дней пребывать в посте и молитве. Лишь после этого он может приниматься за кисть.

Обычно иконы писали на обработанных досках, лучшими считались липовые. Если формат иконы большой, то доски склеивали друг с другом, а на обратной стороне и с торцов делались шпонки, чтобы предохранить доску or деформации. Доску проклеивали жидким рыбьим клеем, затем накладывали паволоку — это грубая материя типа мешковины. Современные иконописцы сейчас используют марлю. На марлю наносится левкас — смесь рыбьего клея и мела. (Вместо рыбьего клея сейчас используется желатин.) Левкас наносится штапелем тонкими слоями, давая каждый раз очередному слою просохнуть. Штапель — это инструмент, похожий на металлическую лопаточку, применяется для грунтовки, перемешивания краски и очистки палитры. Количество слоев левкаса может быть от 7 до 1О. Затем левкас полируют и, если иконописец опытный, сразу делается рисунок кистью по левкасу: сначала светлой охрой, потом черной краской.

Те места, где должно лежать золото, покрывали красной краской, и лишь потом золотили. Затем рисунок обводили острой иглой. Если позолота зашла за края, ее счищают и приступают к «роскраши». Краски для икон делались минеральные, на основе растертых в порошок камней. Нередко использовались полудрагоценные камни. Камни толкли в ступке и перетирали курантом на стекле. Курант-похожий на конус инструмент из фарфора или стекла. Связующим веществом для красок являлся разведенный на воде яичный желток.

Мастер артели наносил рисунок и составлял цвета, он же писал наиболее трудные части — лицо, руки, ноги. Остальное писали помощники. К ликам — лицам — приступали в последнюю очередь, когда основные цвета уже были нанесены на икону.

Русская иконопись пережила серьёзный кризис в советское время, когда начались гонения на церковь и церковное искусство. Иконописцы после Октябрьской революции были вынуждены искать новые возможности для творчества. В крупных центрах иконописи - Палехе, Мстере, Федоскине - участие иконописцев в прикладной росписи придало новый художественный смысл народным промыслам. Но в целом по стране иконопись оказалась вне закона. После десятилетий забвения возрождение старинных техник и художественных принципов потребовало времени и серьёзных усилий. Появившиеся в 1990-х годах во множестве новые иконы зачастую не выдерживают никакой художественной критики. Однако со временем традиции иконописи возрождаются, развиваются иоткрывают новые возможности творчества.

Приглашаем всех любопытных и заинтересованных в Магазин старинных икон Иконолепие




Следующая страница: Иноки и отшельники

   •  Главная   •  Культура и искусство   •  Русская иконопись  
 
Страны и города Наука и техника Культура и искусство
Итальянское вино ИЛЬ ПАЛАЦЦО   Гранитные ступени   Мозаичная композиция   Красота и здоровье
Красота и здоровье Дом и сад Семья и дети
  О проекте
Карта сайта
Винотека
Рассказики
Страны и города
Наука и техника
Культура и искусство
Красота и здоровье
Дом и сад
Семья и дети
 
   18+