Культура и искусствоВойна в творчестве Гелия КоржеваВолшебный мир Галлен-КаллелыАнри Матисс. Путешествие в РоссиюАнри Матисс. Марокканский свет.Сергий РадонежскийРусская иконописьИноки и отшельникиЗападноевропейская коллекция ЭрмитажаАлюминиевый занавесПанно «Книги — память человечества»Театр «Около дома Станиславского». Спектакль «Школа дураков»Фестиваль «Империя оперы»Выставка «Век Пикассо»Coffee Story, Оскар Питерсон и трио Одиссея
 
Искусство
 
 

Культура и искусство

Война в творчестве Гелия КоржеваВойна в творчестве Гелия Коржева  
Есть произведения, которые, словно вершины горной цепи, высятся в искусстве. Проникновением в смысл событий, неординарностью художественных решений они являют собой критерий мастерства, меру постижения истории с позиций современной эстетической мысли. К их числу относятся работы Гелия Михайловича Коржева, посвященные Великой Отечественной войне. Когда началась война, ему не исполнилось еще и шестнадцати лет. В этот миг и прервалась юность будущего художника. Воспитанники Московской средней художественной школы при институте имени В. И. Сурикова оказались в отдаленной от фронта, гостеприимной Башкирии, в селе Воскресенском...

Волшебный мир Галлен-КаллелыВолшебный мир Галлен-Каллелы  
Спросите любого финна: кто из художников еще при жизни прославился на родине и за ее пределами? Первым каждый назовет имя Аксели Валдемара Галлен-Каллелы. Обратимся лишь к некоторым фактам. Может быть, самые яркие из них связаны с Парижской всемирной выставкой 1900 года, на которой Финляндия, с 1809 год в качестве Великого Княжества Финляндского входившая в состав России, получила возможность самостоятельно продемонстрировать миру свои достижения в собственном павильоне. Экспозиция включала много произведений финского искусства. Среди них было и немало работ Галлен-Каллелы — главного устроителя этого павильона.

Анри Матисс. Путешествие в РоссиюАнри Матисс. Путешествие в Россию  
Для Матисса это было первое знакомство с византийским искусством в его особом древнерусском варианте, где решающая роль принадлежит чистому, сияющему и одновременно матовому цвету. Острое щемящее чувство цвета отличает древнерусскую икону как от всех византийских образцов, так и от по-восточному ярких вариантов народного стиля, которые также в изобилии Матисс мог видеть на русских базарах.

Анри Матисс. Марокканский свет.Анри Матисс. Марокканский свет.  
Две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно «темпераментное» путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как «Марокканский триптих», портрет «Стоящего рифа» («Марокканец в зеленой одежде») и «Арабская кофейня». Впоследствии, подводя итог своему марокканскому путешествию, Матисс сказал: «Путешествия в Марокко помогли мне осуществить необходимый переход и позволили вновь обрести более тесную связь с природой, чего нельзя было бы достигнуть с помощью живой, но все же несколько ограниченной теории, какой стал фовизм».

Сергий РадонежскийСергий Радонежский  
Есть в Третьяковской галерее картина М. Нестерова, исполненная тихой прелести, — «Видение отроку Варфоломею». На холме, среди желтеющих березок, стоит тоненький светловолосый мальчик с уздечкой на руке, а перед ним фигура старца-черноризника. Мальчик этот через годы станет под именем Сергия Радонежского величайшей славой России.

Русская иконописьРусская иконопись  
Иконы на Русь пришли из Византии после Крещения Руси. История сохранила нам имя одного из первых русских иконописцев Алипия Печорского, он жил во второй половине XI века и умер в 1114 году. В то время иконы Алипия считались совершенными, а тогда в Киеве писали иконы лучшие константинопольские художники. В Печорском «Патерике», или «Отечнике», — так называется книга, рассказывающая о жизни старцев-монахов, — описан чудесный случай. Однажды Алипий заболел и не успел вовремя окончить, заказанную икону. Тогда в келью к Алипию явился ангел, взял кисть и дописал неоконченный образ...

Иноки и отшельникиИноки и отшельники  
Зародилось монашество в IV в. Тогда, при императоре Константине, христианство стало господствующей религией, и общины начали терять строгий, сугубо религиозный образ жизни. Но находились люди, которые искали духовного подвига, видя его в возможности вести чистую и святую жизнь.

Западноевропейская коллекция Эрмитажа  
Музей на Неве вполне может гордиться огромным собранием западноевропейской живописи, которое одно из лучших не только в Европе, но и в мире. С Эрмитажем могут сравниться по количеству и качеству коллекций произведений искусства Британский музей в Лондоне, Лувр в Париже, испанский музей Прадо в Мадриде, галерея Уфицци во Флоренции и Метрополитен-музей в Нью-Йорке.

Алюминиевый занавес  
Интерьеры Дворца культуры Красноярского алюминиевого завода оформлял архитектор Яков Анатольевич Лившиц. По его же проекту выполнялся декор театрального зала, Но занавес для сцены он предложил расписать мне — темперой по холсту. Почти год ушел у меня на эскизы, считая время, растраченное на хождение по утверждающим инстанциям. Моими будущими сотрудниками намечались А. Штейман и Г. Дервиз. Однажды кому-то из нас пришло в голову сделать весь занавес из алюминия. Его можно посадить на деревянный каркас, и занавес будет не тяжелее, чем из холста с грунтом. А заводу, конечно, интересно увидеть свою продукцию в качестве художественного материала. Архитектор одобрил идею.

Панно «Книги — память человечества»Панно «Книги — память человечества»  
В эскизе, который был одобрен, центр панно заняла символическая женская фигура, вернее, ее голова и плечи с широко раскинутыми руками. На странице огромной книги были крупно написаны формулы, записанные мною под диктовку знакомого математика Б. М. Вула. На краях панно изобразила схемы, иллюстрирующие кривизну пространства, скопированные из книги соответствующего профиля.

Театр «Около дома Станиславского». Спектакль «Школа дураков»  
Пьеса по мотивам повести Саши Соколова повествует о жизни и смерти, чередуя серьёзные философские вопросы с немного карикатурными юмористическими вставками. Субъективное отношение к теме смерти и ухода в иной мир во многом определяет реакцию конкретного зрителя на спектакль. Кто-то уходит, удручённый мрачностью повествования, кто-то не понимает, зачем всё это действо было разыграно. А кто-то лишь немного грустит, но печаль эта не трагична, а в каком-то смысле созидательна. (2013)

Фестиваль «Империя оперы»Фестиваль «Империя оперы»  
На сцене, сооружённой прямо под открытым небом на лужайке внутри старого каре построек царской усадьбы, располагался симфонический оркестр, за ним выстроился хор, и под уверенные взмахи дирижёрской палочки, оперная дива выводила переливы какой-то сложной партии. Признаться честно, я на некоторое время опешила - уж не привидилось ли мне сие волшебное видение. Но нет, всё оказалось взаправду и всерьёз. Традиционный, уже четвёртый фестиваль «Империя оперы» в очередной раз баловал москвичей возможностью приобщения к высокому оперному искусству. (2012 год)

Выставка «Век Пикассо»Выставка «Век Пикассо»  
Одним из знаменитых афоризмов Пабло Пикассо является его высказывание: «Я не знаю, хороший ли я живописец, но я хороший рисовальщик». За этой фразой скрыто не только признание важности графического искусства, но и высокая самооценка собственных графических работ, а их у Пикассо было немало. Рисунок, гравюра, печатная графика интересовали художника на протяжении всей жизни, и его работы в этих областях стали не просто новацией, а стремительным прыжком от подробной иллюстративности к лаконичности форм и содержания, к мгновенному донесению до зрителя эмоции, сути, специфичности образов. (2012 год)

Coffee Story, Оскар Питерсон и трио ОдиссеяCoffee Story, Оскар Питерсон и трио Одиссея  
Совмещение в рамах одного вечера живописной выставки, презентации книги и музыкального концерта может показаться слишком дерзским и перенасыщенным впечатлениями проектом, но если картины - всевозможные чашки кофе, книга - автобиография Оскара Питерсона, а музыка - джаз в исполнении Трио Одиссея, то их сочетание и взаимодополнение оказывается гармоничным и естественным, как будто одно создано для другого. (2011)


   •  Главная   •  Культура и искусство  
 
Страны и города Наука и техника Культура и искусство
Итальянское вино ИЛЬ ПАЛАЦЦО   Гранитные ступени   Мозаичная композиция   Красота и здоровье
Красота и здоровье Дом и сад Семья и дети
  О проекте
Карта сайта
Винотека
Рассказики
Страны и города
Наука и техника
Культура и искусство
Красота и здоровье
Дом и сад
Семья и дети
 
   18+