Культура и искусствоВойна в творчестве Гелия КоржеваВолшебный мир Галлен-КаллелыАнри Матисс. Путешествие в РоссиюАнри Матисс. Марокканский свет.Американская живопись второй половины XIX - первой половины XX вековГалерея Кауницов в Славкове (Аустерлице)Западноевропейская коллекция ЭрмитажаПришелец и аборигенка. Глава из детектива Татьяны ЛатуковойРусская иконописьТри интересных иконы девятнадцатого века из проекта «Се Вера»Сергий РадонежскийИноки и отшельникиОчарованный странник. Лирика Екатерины ПольгуевойЖивописные панно «Неандертальцы» и «Кроманьонцы»Алюминиевый занавесПанно «Книги — память человечества»Театр «Около дома Станиславского». Спектакль «Школа дураков»Фестиваль «Империя оперы»Выставка «Век Пикассо»Coffee Story, Оскар Питерсон и трио Одиссея
 
Волшебный мир Галлен-Каллелы
 


 

Американская живопись второй половины XIX - первой половины XX веков

Американская живопись развивалась в основном под влиянием европейского искусства и пришедших из Европы эстетических идей, отчасти многие работы американских живописцев кажутся вторичными по отношению к европейским полотнам. Но там, где европейские тренды накладывались на традицию собственного «наивного» искусства, рождалось оригинальное и узнаваемое американское искусство живописи, чью специфику составляет восхищение историей освоения и становления страны. Красота дикой природы, грандиозность масштабов и романтика жизни первопроходцев и первопоселенцев стали важными сюжетными направлениями, определившими развитие национальных особенностей живописи.

Одним из первых заметных объединений американских художников стала «Школа реки Газон». Мастера-пейзажисты этой школы ориентировались на идеи романтизма. Драматические контрасты природных стихий, ощущение таинственности и тревожности - все это достигалось за счет сознательного отбора мотивов и сюжетов. Живописцы-романтики считали, что природа не совершенна, и ее не следует слепо копировать. Изображение должно быть одухотворено чувством восторга перед скрытой борьбой стихий, по сравнению с которыми человек несоизмеримо мал. Такие понятия, как как природа, красота, да и искусство, существуют вечно, вне зависимости от того, способен ли человек это осознать.

Т. Хилл. Вид Иосемитской долины. Фрагмент
Т. Хилл. Вид Иосемитской долины. Фрагмент.
Масло. 1871.

Со временем романтическое направление приобретало новые черты под влиянием местных условий. Полотна художников, работавших после гражданской войны 1861-1865 годов несут в себе больше непостредственности, лиричности. Возможно, это было реакцией на общую тяжелую атмосферу военных лет.

Американские пейзажисты активно осваивали опыт барбизонской школы, импрессионистов. Они интересовались передачей световоздушной среды, разложением света, экспериментировали с линией, композиционным построением. Эти художественные поиски были следствием влияния новых направлений европейского искусства — экспрессионизма, кубизма, о чем свидетельствуют, например, работы Яна Матулки или Джона Марина.

Однако американские художники не только следовали лучшим зарубежным образцам, но и стремились выявить национальную специфику, благодаря которой их искусство могло бы приобрести собственное лицо. Во-первых, их внимание привлекала жизнь крупных городов с их многолюдными улицами, задымленным воздухом, социальными проблемами. Во-вторых, в противовес городской Америке существовала другая – с дикой природой, бесхитростным бытом ковбоев и поселенцев и индейской экзотикой.

Художниками двигало стремление «спасти от забвения облик исчезающих рас Америки». Некоторые мастера этого направления участвовали в различных исследовательских экспедициях, их рисунки и гравюры прилагались в качестве документальных свидетельств к экспедиционным отчетам. Потом на основе собранного материала создавались масштабные живописные полотна.

А. Миллер. Снятие лагеря на рассвете
А. Миллер. Снятие лагеря на рассвете.
Масло. 1845.

Картина Альфреда Миллера «Снятие лагеря на рассвете» дает возможность почувствовать настроение американского художника середины ХIХ века, через своего рода аллегорию, выражающую дух Америки тех дней. Миллер изображает большой караван повозок, движущихся навстречу занимающейся заре.

Второй тип жанровых сюжетов — своего рода репортажи, захватывающие рассказы из жизни ковбоев. Здесь и стычки с несущимися во весь опор индейцами, и погони на лошадях за быками, и движущиеся по бескрайним прериям верховые отряды солдат. К мастерам этого направления жанровой живописи — Фредерику Ремингтону, Чарлзу Расселу — американцы относятся с искренней симпатией и с некоторой долей сентиментальности, ибо считают, что произведения этих художников воскрешают дух той, навсегда ушедшей эпохи.

Ф. Ремингтон. Отпусти его на свободу, Билл
Ф. Ремингтон. Отпусти его на свободу, Билл.
Масло. 1892.

Художественные контакты американских живописцев с Европой продолжались на протяжении всего XIX века, но особенно они усиливаются в начале XX века. В 1913 году на знаменитой «Арсенальной выставке» (в здании бывшего арсенала Нью-Йорка) произведения американских живописцев продемонстрировали особенности национального искусства.

Стоит отметить, что на американскую жанровую живопись, панорамные виды и портрет большое влияние оказала в свое время техника дагерротипа — ранней разновидности фотографии. Своеобразие американского искусства видели в точном изображении характерных мотивов. Позже, когда средства выражения перестали быть столь «буквальными», специфика связывалась уже с более свободными художественными формами.

Э. Блуменшейн. Горы Сангре де Кристо
Э. Блуменшейн. Горы Сангре де Кристо.
Масло. 1927.

Очень интересны произведения художников, чье творчество имело отношение к Таосу. Taoc — маленький поселок в штате НьюМексико, недалеко от города Лос-Аламос. В конце прошлого столетия Таос становится центром пейзажной живописи Америки. Бывают там и многие жанристы.

Эрнест Блуменшейн и Оскар Бернингауз были одними из первых живописцев, работавших в Таосе. Своеобразные окрестности Таоса настроили Блуменшейна на насколько мистический лад, что помогло живописцу выявить напряженной, многозначительно BIIутреннеc состояние холмов и пеба, загадочность очертаний камен ных индейских построек. Возможно, само название местности («Сангре де Кристо» — «Кровь Христа») и облик пустынных, первозданных холмов подсказали художнику направление его мыслей. Конкретное эстетическое ощущение художник доводит до философского обобщения: жизнь и страдания людей (группа на переднем плане) невообразимо малы по сравнению с таинственной, суровой, сливающейся с бесконечностью природой. В отличие от романтиков Блуменшейн не делает акцента на несоизмеримости природного и человеческого масштабов, а приводит их к единому эмоциональному звучанию.

Что же привлекало деятелей искусства в эти места? Дело в том, что данная часть Нью-Мексико, с точки зрения живописцев, обладала уникальными особенностями световоздушной среды благодаря щедрому солнечному освещению, что дополнялось характерным холмистым ландшафтом. К тому же сам быт этих поселений (в основном там жили индейцы), очарование национального колорита являлись хорошим стимулом для жанристов рубежа веков, предоставляя прекрасный материал для экспериментирования в духе новых художественных течений. Во многих странах в эти годы художники обращаются к фольклорным мотивам. С их помощью рождались неожиданные формы, цвета, линии, композиционные решения, по-новому осмысливалась сама плоскость картины (вспомним, например, увлечение в те годы африканской скульптурой, моду на восточные или полинезийские мотивы, существовавшую еще со времен импрессионистов).

Художники, посещавшие Таос, возможно, не открыли принципиально новых, не ведомых дотоле путей в искусстве, но они обогатили своими произведениями национальную живопись, сделали ее красочнее, разнообразнее. Более дифференцированными стали индивидуальные манеры. Характерные пейзажи Таоса теперь ассоциировались именно с чем-то «по-настоящему американским». Даже признанные художники-урбанисты, такие, как Джон Слоун и Джордж Беллоуз, видевшие национальную специфику лишь в прокопченных улицах Нью-Йорка, паровозах и автомобилях, суете людей в черных котелках, и те, приехав в Таос, были очарованы красотой его окрестностей, самобытной архитектурой индейских жилищ. Возможно, на их творчество повлияла общая атмосфера художественной колонии, дух творческой раскрепощенности и искреннего преклонения перед полудикой природой этих мест.

Д. О'Кифф. Красные холмы, серое небо
Д. О'Кифф. Красные холмы, серое небо.
Масло. 1935.

В отдельных случаях можно говорить и о крупных достижениях — например, работа художницы Джорджии 0'Кифф «Красные холмы, серое небо» проникнута концентрированным, сюрреалистическим переживанием неброского, скупого пейзажа. Настроение здесь слышится ощутимо, почти как музыкальный звук. Это достигается за счет того, что художница упрощает форму, отказывается от второстепенных подробностей. Вместе с тем она подчеркивает и даже несколько графически утрирует складки ландшафта. 0'Кифф сумела предельным лаконизмом реально воспринимаемых форм выразить строгую простоту ландшафтов. Само название картины раскрывает смысл изображаемого — сосредоточенность внимания на сочетании сурового серого неба и пустых, вызывающих самые неожиданные ассоциации холмов.

Д. Поллок. Человек, бык, птица
Д. Поллок. Человек, бык, птица.
Масло. 1938 — 1944 г

Имя известнейшего американского абстракциониста Джексона Поллока наверняка знакомо читателям. Картина «Человек, бык, птица» была написана в 1938-1944 годах, когда Поллок еще не отказался полностью от предметной живописи. Без труда можно заметить его увлечение в этот период идеями Пикассо — это и изломанная, плотно спрессованная. угловатая композиция, и явно ассоциирующаяся с некоторыми вещами Пикассо бычья голова, и резкие темные мазки на фоне основного цвета.

Х.Вос. Вождь сиу в одежде из бизоньих шкур
Х.Вос. Вождь сиу в одежде из бизоньих шкур.
Масло. 1897.

Американских художников привлекает и портрет, но здесь, как и в раннем бытовом жанре, их интересы носили характер этнографических штудий, зачастую с романтическим оттенком. «Вождь сиу в одежде из бизоньих шкур» Хьюберта Воса представляет собой классический (даже в нашем понимании) тип индейского вождя: строгий орлиный профиль, гордая осанка, перья, украшающие голову. Здесь — все то же стремление «спасти от забвения» облик безвозвратно уходящей истории, запечатлеть его во всех подробностях. Строгие, мрачноватые тона придают изображению вождя торжественность.

Большинство работ, помимо своих эстетических достоинств, обладают главным качеством: это история страны, увиденная, а главное, пережитая и прочувствованная создателями полотен. Многие из художников до того, как стать профессионалами, так же, как их герои, путешествовали, пасли скот, сражались. Для самих американцев подобная «история в картинках» является чем-то более значительным, нежели со вкусом подобранный ряд полотен. Ведь художественным исканиям близких к нам по времени живописцев предшествовала пора, когда создавались именно документальные свидетельства эпохи. Для нас, людей другого времени, представляет немалую ценность — особенно если попытаться осознать ее место в контексте искусства других стран и регионов.

М. Волков

Статья подготовлена по материалам сайта Smalti.ru - вдохновение, творчество, искусство. Портал ориентирован на широкую аудиторию как любителей живописи и изобразительных искусств, так и художников-профессионалов. Обширные материалы по истории искусств органично дополняются галереей современной российской живописи молодых и маститых мастеров. Публикации в разделе Арт-класс предназначены детям и начинающим живописцам, предлагая простые и проверенные советы по организации уроков и методикам обучения.


Следующая страница: Галерея Кауницов в Славкове (Аустерлице)

   •  Главная   •  Культура и искусство   •  Американская живопись второй половины XIX - первой половины XX веков  
 
Итальянское вино ИЛЬ ПАЛАЦЦО   Пришелец и аборигенка. Глава из детектива Татьяны Латуковой   Три интересных иконы девятнадцатого века из проекта «Се Вера»   Очарованный странник. Лирика Екатерины Польгуевой
  О проекте
Карта сайта
Рассказики
Страны и города
Наука и техника
Культура и искусство
Красота и здоровье
Дом и сад
Семья и дети
 
   18+