Культура и искусствоВойна в творчестве Гелия КоржеваВолшебный мир Галлен-КаллелыАнри Матисс. Путешествие в РоссиюАнри Матисс. Марокканский свет.Сергий РадонежскийРусская иконописьИноки и отшельникиЗападноевропейская коллекция ЭрмитажаАлюминиевый занавесПанно «Книги — память человечества»Театр «Около дома Станиславского». Спектакль «Школа дураков»Фестиваль «Империя оперы»Выставка «Век Пикассо»Coffee Story, Оскар Питерсон и трио Одиссея
 
Волшебный мир Галлен-Каллелы
 
 

Война в творчестве Гелия Коржева

Есть произведения, которые, словно вершины горной цепи, высятся в искусстве. Проникновением в смысл событий, неординарностью художественных решений они являют собой критерий мастерства, меру постижения истории с позиций современной эстетической мысли. К их числу относятся работы Гелия Михайловича Коржева, посвященные Великой Отечественной войне.

Когда началась война, ему не исполнилось еще и шестнадцати лет. В этот миг и прервалась юность будущего художника. Воспитанники Московской средней художественной школы при институте имени В. И. Сурикова оказались в отдаленной от фронта, гостеприимной Башкирии, в селе Воскресенском. Местное население по-братски приютило подростков. Кров и хлеб, беды и горе делились пополам. На этой земле будущие художники проходили свои первые «народные университеты».

Г. Коржев. Проводы
Г.Коржев. Проводы
Из серии «Опалённые огнём войны». Масло. 1967. 200х200
Государственный Русский музей

Без преувеличения можно утверждать: война и связанные с ней тяжкие испытания сформировали Гелия Коржева как человека, художника, гражданина. Там, в Воскресенском, впервые обрел он свою суровую музу, музу человечности, правды, борьбы, надежд. Затем была учеба в институте имени В. И. Сурикова в Москве и долгие годы работы в мастерской на Масловке, в тиши деревушки Рюмники, что раскинулась под Переславлем-Залесским.

Первая самостоятельная картина молодого художника называлась «В дни войны». Показанная на московской молодежной выставке в 1954 году, она сразу привлекла к себе внимание. Сюжет ее с первого взгляда прост. Достаточно скрупулезно воссоздан военный быт. Информативно-повествовательная тональность картины сама по себе еще не создает момента «захвата» зрительского внимания. Все это весьма существенные, но все же подступы к главному. А оно в образе художника — вчерашнего солдата, обдумывающего содержание будущей картины. Перед ним чистый холст на подрамнике. Что скажет он современникам и потомкам о войне? Где грань между правдой и кривдой?

Требовательный и обычно сдержанный в оценках учитель молодого художника С. В. Герасимов так оценил эту работу: «На выставке молодых московских художников находится его картина «В дни войны», выполненная на очень профессиональном уровне».

Г. Коржев. Влюблённые
Г.Коржев. Влюблённые
Из серии «Опалённые огнём войны». Масло. 1959.
Государственный Русский музей

Пройдет пять лет упорных поисков своего почерка, своего стиля, своей проблематики, и Коржев вновь вернется к образу войны. Только теперь уже совсем в ином ключе. Речь о его картине «Влюбленные», также появившейся впервые на молодежной выставке в Москве в 1959 году. Встретились люди, чья молодость позади. Их двое да мотоцикл на пустынном морском побережье. Вот, по сути, и все.

Художника более всего занимают человек, его думы, переживания, душевное состояние. Он показывает своих героев крупным планом, заполняя ими большую часть холста, предоставляя зрителю возможность пристально вглядеться в их судьбу. Война разлучила двух близких людей. По-разному сложилась жизнь. А чувства остались прежними. Они незримыми нитями влекут их друг к другу. И кто знает, что будет с ними завтра? Мастер тактично раскрывает сложную гамму человеческих чувств и переживаний, находя скупые, но цельные и достаточно монументальные изобразительные средства.

Крупный план у Коржева никогда не становился самоцелью, а был одним из компонентов пластического языка, с помощью которого он достигал усиления образной выразительности, углубления психологических характеристик героев.

Г. Коржев. Следы войны
Г.Коржев. Следы войны
Из серии «Опалённые огнём войны». Масло. 1963-1964. 200 x 150
Государственный русский музей

Цикл его картин «Опаленные огнем войны» включает полотна «Проводы», «Заслон», «Следы войны», «Мать», «Старые раны». Каждое из них — содержательное, глубокое по мысли, ори финальное по композиционному строю — создает вполне завершенный и впечатляющий художественный образ. Они являют собой эпическую панораму жизни, борьбы, страданий, свершений советских людей в годы войны. У этих работ Коржева всегда подолгу останавливаются посетители выставок — притихшие, задумавшиеся, размышляющие. Они, как, впрочем, и большинство работ живописца, поражают своей мощью, психологической мотивированностью сюжета, общей гармонией, правильно найденным композиционным и живописно-пластическим решением. И при всем этом они наполнены такими человеческими переживаниями, такой болью, таким нравственным зарядом, что невольно притягивают к себе, заставляют углубиться в их содержание...

Г. Коржев. Заслон
Г.Коржев. Заслон
Из серии «Опалённые огнём войны». Масло. 1967. 333 x 202
Кивский музей русского искусства

Выставлены фашистами как живое заграждение люди. Они стоят во весь рост лицом к наступающим частям Советской Армии, спиной — к затаившимся в окопах врагам и ждут... Ждут и те и другие. Одни — что будут делать советские солдаты, другие — как поведут себя смертники, стоящие у бруствера. Одно неверное движение — и выстрел в спину. Психологическая характеристика персонажей картины позволяет видеть, кто как ждет. Спокойно-решителен взгляд сельского интеллигента, вероятно, учителя, тревожен взгляд женщины, познавшей горе, чист взгляд ребенка, пока еще не понимающего ужаса своего положения. А внизу у их ног зловеще чернеют дула автоматов и просматриваются жестокие лица врагов. Трудно даже представить, что происходило в сознании каждого из поставленных на край окопа, а по существу — на край жизни. И тем не менее даже естественный страх перед смертью не убил в людях человеческое достоинство, не лишил их мужества. В этом — ключ к пониманию картины «Заслон».

Художественные особенности цикла «Опаленные огнем войны» нуждаются во внимательном, глубоком, объективном осмыслении. Всем своим творчеством художник убедительно доказал, что героические, драматические и даже трагические события можно успешно раскрывать в живописи насыщенными красками, созвучными образному строю произведения. При этом его полотна всегда несут в себе мощный заряд эмоционально-активного воздействия на зрителя. Органическое единство средств выражения и глубины авторской мысли — вот в чем сила картин Коржева.

Г. Коржев. Старые раны
Г.Коржев. Старые раны
Из серии «Опалённые огнём войны». Масло. 1967. 200 x 209
Государственный Русский музей

Думается, притягательность полотен этого мастера состоит и в том, что в них воссоздается нравственный идеал человека из народа. Всмотритесь внимательно в солдата, которого провожает на фронт молодая женщина, в солдата — инвалида войны, в солдата, которого беспокоят старые раны... Несмотря на их внешнюю несхожесть, вы почувствуете единую для всех силу духа, нравственную стойкость, умение подняться над своими невзгодами, твердость и в то же время отзывчивость, полноту чувств. Это свойства национального русского характера, как и любовь к миру и согласию, и умение постоять за себя, за свой народ, за свою Родину.

Суровая муза Коржева на поверку выходит очень человечной. Поразительны лицо, руки старой матери, неотразим взгляд молодой женщины, провожающей на фронт мужа или брата. И здесь их образы объединяет внутренняя тревога, способность взять на себя любые тяготы во имя свободы, благополучия и мира, широта чувств, сердечность, открытость и незащищенность.

Сопричастность к Человеку, к жизни народа, к судьбам страны — характерная, определяющая черта творчества Коржева. Беспокойное сердце художника, его пытливый ум беспрерывно устремляются к самым драматическим и порой трагическим сторонам истории и современной действительности.

Г. Коржев. Облака 1945 года
Г.Коржев. Облака 1945 года
Масло. 1985. 200 x 180

С новой силой проявился его талант в картине «Облака 1945 года». В этом полотне все выверено, взвешено. Выразительны косогор и просветленные облака, нависшие над ним. На фоне этого довольно-таки драматического пейзажа сидят инвалид войны с деревянным протезом вместо ноги и пожилая женщина. На втором плане — еле приметная фигурка маленькой девчушки. Зрители зачастую просто не замечают ее. Такое исключение, с одной стороны, упрощает и обедняет авторский замысел, а с другой — меняет смысловое звучание картины. Ведь в этой малышке-пигалице, познающей своим недетским умом, почем «фунт лиха», заключен огромный смысл. Противостояние крупного плана спокойно сидящих взрослых и крохотной детской фигурки, этой былинки, как бы вырастающей из степного разнотравья, придает всей композиции динамизм, внутреннюю взаимосвязь и устойчивую цельность.

Воссоздавая образы простых людей, тружеников, художник не только не скрывает, но и подчеркивает драматизм их бытия. Это он, крестьянин, надел в лихую годину гимнастерку и с «трехлинейкой» в руках выстоял в неравной кровавой битве с фашизмом. Это она, русская женщина, верная жена и заботливая мать, взвалила на свои плечи всю мужскую работу и беззаветно ждала сына, мужа, брата с фронта. И дождалась. Он пришел израненный, без ноги, но такой же преданный своей семье, своей земле, своему дому. Впрягся в нелегкий крестьянский труд. Всякое бывало. Но никогда не хитрил, не ловчил, жил честно. Прошли годы. И вот теперь вступает в жизнь новое поколение. А из-за косогора идут облака, одни других тяжелее, застят солнце-предвестники новых испытаний. Сумеют ли молодые выстоять при любой непогоде? Сберегут ли отчий дом и землю? Сумеют ли пойти дальше к свету, разуму, гуманизму, достойной Человека жизни?

— Писалась эта картина, как, впрочем, и все другие,— говорит автор,— мучительно и долго. Со времени войны прошли годы, десятилетия. А в памяти всплывают искалеченные, исковерканные судьбы людей. Цепкая детская память сохранила и это цветистое разнотравье под селом Воскресенским, и колченогого мужика, тоскующего по извечному хлеборобскому делу, и наших великомучениц женщин. Поклониться им, неприхотливым и неизносимым, мужикам и бабам, возгордиться их суровой и доброй душой и захотелось мне этой картиной. Сложный и вместе с тем целостный художественный мир этого полотна, внутренняя гармония людей и окружающей природы живительными импульсами проникают в подсознание современников. Вслед за автором мы ощущаем весь ужас войны с ее насилием, бесчеловечностью, жертвами. В наших сердцах поселяется дух сострадания, милосердия к судьбам, искалеченным войной. Секрет успеха работ Г. М. Коржева в умении убежденно, страстно, с неотразимой силой писать о том, что волнует людей разных, в умении ставить перед собой и, опираясь на глубокие реал мистические традиции, новаторски решать задачи сложные, крупномасштабные, подлинно современные. В его живописных полотнах органично объединены сегодняшний день и взгляд автора в день завтрашний.

Е. Злицев


История русского и европейского искусства представлена на сайте Дизайн-профи. На сайте рассматривается само понятие дизайна с самых различных точек зрения, не только художественных и гуманитарных, но технических, утилитарных. Раздел дизайна на бумаге и холсте содержит серию материалов о русском искусстве начала XX века, становлении и развитии советского искусства.


Следующая страница: Волшебный мир Галлен-Каллелы

   •  Главная   •  Культура и искусство   •  Война в творчестве Гелия Коржева  
 
Страны и города Наука и техника Культура и искусство
Итальянское вино ИЛЬ ПАЛАЦЦО   Гранитные ступени   Мозаичная композиция   Красота и здоровье
Красота и здоровье Дом и сад Семья и дети
  О проекте
Карта сайта
Винотека
Рассказики
Страны и города
Наука и техника
Культура и искусство
Красота и здоровье
Дом и сад
Семья и дети
 
   18+