|
Культура и искусствоВойна в творчестве Гелия КоржеваВолшебный мир Галлен-КаллелыАнри Матисс. Путешествие в РоссиюАнри Матисс. Марокканский свет.Американская живопись второй половины XIX - первой половины XX вековГалерея Кауницов в Славкове (Аустерлице)Западноевропейская коллекция ЭрмитажаПришелец и аборигенка. Глава из детектива Татьяны ЛатуковойРусская иконописьТри интересных иконы девятнадцатого века из проекта «Се Вера»Сергий РадонежскийИноки и отшельникиОчарованный странник. Лирика Екатерины ПольгуевойЖивописные панно «Неандертальцы» и «Кроманьонцы»Алюминиевый занавесПанно «Книги — память человечества»Театр «Около дома Станиславского». Спектакль «Школа дураков»Фестиваль «Империя оперы»Выставка «Век Пикассо»Coffee Story, Оскар Питерсон и трио Одиссея
|
Галерея Кауницов в Славкове (Аустерлице)
Пуссен, Лебрен, Жирардон, Мансар и другие крупные мастера искусства, усовершенствовавшие художественные вкусы и подготовившие целый ряд преемников, принесли своему народу гораздо больше пользы, чем все военачальники, подобные Конде, Тюррену, Вобану и другим. Во времена Ренессанса собрания картин составляли непременное явление быта знати. Аристократия наполняла свои городские дворцы и провинциальные резиденции оригиналами и копиями, украшая ими сначала отдельные помещения. Начиная с XVIII века, для картин стали отводить специальные помещения. Обычно в таких галереях помещали, прежде всего, портреты предков и знаменитых современников. Произведения скульпторов здесь встречались редко. В отношении количества, качества и системы подобные дворцовые коллекции зависели от богатства вкуса и образованности владельцев. Основателем впоследствии знаменитой кауницовской галереи в Славкове-у-Брно (Аустерлице) следует считать Льва Вильгельма Кауница (1614 — 1655). Из собранных им произведений искусства сохранились лишь немногие, в том числе два мраморных барельефа с изображением Воскресения и Страшного суда. Коллекция Льва Вильгельма помещалась в ренессансном дворце, который впоследствии Доминик Ондржей Кауниц (1654 — 1705) перестроил в стиле барокко по проекту итальянского архитектора Доменико Мартинелли. Много путешествовавший Доминик Ондржей обладал в области искусства значительными познаниями. Сопровождавший его во время дипломатических поездок Мартинелли помогал ему и при упорядочении славковской картинной галереи, которая в 1692 году была дополнена портретом самого Коуница кисти парижского живописца Гиацинта Риго.
Из других изображений Доминика Ондржея внимания заслуживает мраморный бюст, выполненный в 1696 году скульптором Яном Бломенделем из Гааги. Число портретов представителей рода обогатил сын Доминика, Максимилиан Ольдржих (1679 — 1746), который перед своей женитьбой в 1699 году позировал тому же Гиацинту Риго. В отличие от Максимилиана Ольдржиха, его старший брат Франтишек Карел (1676 — 1717) проявил к искусству значительно больший интерес. Во время своего пребывания в Риме он в большом количестве покупал картины и заказывал копии известных ему произведений, видимо, следуя советам. Дона Ливио Одескалька, племянника папы Иннокентия XI. Из копистов, которые работали для Франтишка Карла Коуница, назовем Роса ди Тиволи. Однако из работ последнего в славковской галерее сохранился лишь пейзаж с руинами и овцами. Страстью Франтишка Карла были его собственные портреты. Среди последних выделяются два — кисти Андреа дель Поццо и Бенедетто Люти, которые изобразили молодого прелата с большим искусством и убедительностью. После смерти Доминика Ондржея, по проекту Мартинелли перестроены были только выходящий в сад тракт славковского дворца и залы верхнего этажа с лепными украшениями работы Сантино Бусси и с плафонной росписью (мифологические сюжеты) Андреа Ланцани, которая была закончена в 1701 году. Завершительные строительные работы начались лишь после 1731 года, когда Максимилиан Ольдржих, уже давно ставший земским гетманом Моравии, щедро наградил за разработанные планы венского архитектора Вальмаджини.
К 1740 году относится запись о том, что в залах славковского дворца было размещено свыше полутора тысячи полотен. Однако в это время строительство было еще далеко не закончено. Оно продолжалось под руководством архитектора В. Петруцци еще при Вацлаве Антонине Каунице. Петруцци осуществлял общий проект Мартинелли, в который внес некоторые изменения (о чем свидетельствуют архитектурные детали фасада тракта, в котором находится главный зал) Йозеф Э. Фишер фон Эрлах. Последний украсил стены часовни и зала росписью в конце шестидесятых годов XVIII века. Йозеф Пихлер и Ф. К. Мессершмидт создали фигурные украшения алтаря часовни. Много путешествовавший и обремененный государственными делами имперский канцлер и министр иностранных дел Вацлав Антонин Кауниц жил по большей части в Вене. В выстроенный им здесь дворец было из Славкова перевезено около 500 картин. Еще 365 полотен, в том числе и картина Рубенса «Похищение Орифии», было перевезено в столицу Австро-венгерской монархии в 1779 году. В это время кауницовская галерея пополнилась новыми картинами, в том числе и четырьмя большими полотнами Мартина Кноллера, которые Коуниц купил, по всей вероятности, в Милане. Император Иосиф II подарил своему канцлеру коллекцию пастелевых портретов современников, которые сохранились в славковской галерее.
Эти портреты имеют значение, скорее как документ о светских связях Кауница, чем как образцы искусства. Будучи приверженцем теорий Винкельмана и протектором венской Академии художеств, Вацлав Антонин Кауниц покровительствовал, в первую очередь, венским художникам, произведения которых он покупал. Таким образом, славковскую галерею обогатили картины Генриха Фюгера, Йозефа Шепфа, Франца Линднера и Губерта Маурера. Пополнение славковской галереи после смерти Вацлава Антонина Кауница (1794 г.) производилось без какой-либо определенной системы. В конце XVIII века кауницовские собрания картин начали приходить в упадок. Так, например, в 1794 году в Вене было распродано с аукциона 126 вещей. В 1805 году в связи с наполеоновскими войнами галерея лишилась 82 картин. Правда, в 1805 и 1817 годах неекоторые картины, в том числе и полотна Кноллера, были возвращены из столицы в Славков, однако уже в 1829 году в Вене состоялся новый аукцион сокровищ галереи. Положение несколько улучшилось при Альбрехте (1829 — 1897), сыне Михаила Карла Коуница. Альбрехт Кауниц приобрел 45 картин, в том числе и 2 образца творчества Ван Деика, изображения святых, выполненные на дереве. Однако большое количество картин уничтожил пожар, вспыхнувший во время похорон Альбрехта. Часть галереи была из Славкова вывезена при распределении имущества Кауницов между наследниками. Некоторые полотна погибли во время следующего пожара — незадолго до второй мировой войны. В 1948 году, в момент перехода в руки государства, славковская галерея находилась в крайне плачевном состоянии. Прежде всего, пришлось отремонтировать полностью занятые живописью интерьеры верхнего этажа. Наиболее старинный тракт с плафонной живописью Ланцани и лепными украшениями Бусси был отведен для портретов представителей рода Кауницов. Среди этих портретов выделяются работы Риго, Поцца, а также групповые портреты детей Доминика Ондржея Коуница, в смысле стиля представляющие собой ключ для установления автора значительного числа картин. Видимо они принадлежат кисти Ганса Адама Вейссенкирхера. В настоящее время эти шедевры, вместе с родовыми портретами, составляют главную часть всей славковской коллекции. Отремонтированные помещения сообщаются с южным крылом галереи, в котором находятся произведения, главным образом, скандинавских и итальянских художников. В северном крыле преобладают картины мастеров Средней Европы. Последняя часть галереи, которая помещается в бывшем библиотечном зале, посвящена представителям венского Барокко, в котором сильно заметно влияние классицизма. При установлении общего порядка распределения сокровищ галереи были учтены архитектурные особенности дворца, лепные украшения и стенная роспись отдельных помещений. При этом организаторы музея строго придерживались исторических особенностей кауницовской галереи, в которой боццето сочетаются с садовыми каменными скульптурами Джованни Джуллиани, автора первоначального скульптурного оформления замковой галереи. Милош Стехлик, перевод на русский Людмила Прускова Следующая страница: Западноевропейская коллекция Эрмитажа
|
О проекте Карта сайта Рассказики |
Страны и города Наука и техника Культура и искусство |
Красота и здоровье Дом и сад Семья и дети |
18+ |