Театр «Около дома Станиславского».
Спектакль «Школа дураков»
1 декабря 2013 года
Театр - искусство, требующее определённой дозировки и разборчивости в выборе спектаклей, режиссёрских интерпретаций и актёрских колективов. При всеядности и переборе с количеством театральных впечатлений неизбежно формируется своего рода аллергия на ряд театральных действий, да и на театр вообще. Скептицизм, берущий своё начало в пресыщенности, приводит к критиканству, за которым уже не остаётся ни свежести взгляда, ни разумной личной точки зрения, ни эмоционального восприятия театрального искусства. А стремление выискивать недостатки формирует не "гурманство", а равнодушие как к сюжетам, так и к их театральной материализации.
И вслед за "переданием" неизбежно следует "диета" - ограничение потребления театральных "блюд".
После значительного перерыва некогда пресыщенному и разочарованному зрителю возвращаться в мир театра довольно сложно. С одной стороны, дают о себе знать привычные порывы скептического настроения, с другой, здоровое любопытство и вновь проснувшее желание увидеть что-либо на сцене подталкивают к новому погружению в мир живого представления.
Возможно, выбор спектакля "Школа дураков" театра "Около" был не лучшим с точки зрения оптимистического настроя и волшебства сюжетного построения. Но рекомендация и приглашение друзей могут сдвинуть с места и не такую гору, как разочарованного театрала.
Пьеса по мотивам повести Саши Соколова повествует о жизни и смерти, чередуя серьёзные философские вопросы с немного карикатурными юмористическими вставками. Субъективное отношение к теме смерти и ухода в иной мир во многом определяет реакцию конкретного зрителя на спектакль. Кто-то уходит, удручённый мрачностью повествования, кто-то не понимает, зачем всё это действо было разыграно. А кто-то лишь немного грустит, но печаль эта не трагична, а в каком-то смысле созидательна.
Неоднородность восприятия спектакля зрителями создаёт несколько напряжённую атмосферу в зале. Большинство зрителей сидит в гробовой тишине, мрачно-сосредоточенно внимая происходящему на сцене. (Сцены как таковой в зале театра нет, действие разыгрывается на пространстве перед рядами кресел.) В спектакле достаточно милых и забавных моментов, когда можно было бы дать волю смеху. И всё же публика лишь кисло улыбается, что, возможно, является следствием нашей общественной привычки подавлять весёлые эмоции там, где речь идёт о смерти. Между тем, юморные фрагменты прекрасно оттеняют основную скорбную тему, придавая ей глубину и отчаянную трагедийность.
Многие критики и рецензенты спектакля анализируют достаточно надуманную сюрреалистичность театральной постановки, акцентируясь на отдельных вроде бы странных действиях персонажей: стучание гайкой на верёвочке по рельсу, игра на аккордеоне, компостирование. Но все эти движения в действительности органично соответствуют происходящему. И незачем искать в этих моментальных и очаровательных в их реалистичности без всякого сюра проявлениях никакого псевдо-высокого смысла. Мы все живём, создавая пульс этой жизни странными движениями, подчас неосознанными и чудными для окружающих. Присутствие в спектакле этих деталей лишь подчёркивает индивидуальность этих житейских проявлений.
Выделить актёрское мастерство кого-либо в спектакле достаточно затруднительно. Да, основная сюжетная и эмоциональная нагрузка лежит на главных действующих лицах, но в постановке театра "Около" все персонажи оказываются в естественном взаимодействии без каких-либо отдельно выпирающих звёзд. У каждого второстепенного персонажа есть свой коронный выход, и каждый из этих выходов без малейших противоречий вплетается в повествование, создавая общий и специфичный пространственно-временной континуум.
Следует отметить органичность создаваемого в спектакле визуального погружения в среду советского быта. Одежда, реквизит, аутентичность используемых костюмов и аксессуаров позволяют колективу художников и постановщиков добиться чёткого узнавания зрителем определённой эпохи, пусть даже молодая аудитория и видела эту эпоху лишь в старых советских фильмах. Условность декораций спектакля очевидна, но минимальные акценты тем и хороши, что не перегружают пространство предметами для рассматривания и засматривания, а достаточны для определения временного пласта.
Увы, в этом же строгом следовании советскому быту крылся огромный минус конкретного спектакля, цельность и непрерываность восприятия которого для меня лично развалилась в момент выноса на сцену тефлоновой сковородки. Гамаки, чемоданы, шкафы, остовы железных кроватей, костюмы - вся советская действительность была мгновенно перечёркнута одной вроде бы незначительной деталью.
Да, вероятно, большинство зрителей этого несоответствия не заметили, но намётанный глаз опытного театрала, к тому же обладающего некоторым опытом в интерьерном бизнесе, мгновенно распознал подделку. И весь остальной спектакль оказался смазан этой фальшивой нотой.
Но всё же общее впечатление скептика и заранее немного предубеждённого зрителя оказалось лучше ожидаемого. "Школа дураков" - интересный и непростой спектакль, хотя и следует признать, что на любителя определённой театральной стилистики. Возвращение к театру прошло весьма позитивно, пусть и не вызывало восторга. Подождём следующих спектаклей, следующих погружений в мир театральной магии.
Селянинова Т., декабрь 2013
Следующая страница: Фестиваль «Империя оперы»
|