Культура и искусствоВойна в творчестве Гелия КоржеваВолшебный мир Галлен-КаллелыАнри Матисс. Путешествие в РоссиюАнри Матисс. Марокканский свет.Американская живопись второй половины XIX - первой половины XX вековГалерея Кауницов в Славкове (Аустерлице)Западноевропейская коллекция ЭрмитажаПришелец и аборигенка. Глава из детектива Татьяны ЛатуковойРусская иконописьТри интересных иконы девятнадцатого века из проекта «Се Вера»Сергий РадонежскийИноки и отшельникиОчарованный странник. Лирика Екатерины ПольгуевойЖивописные панно «Неандертальцы» и «Кроманьонцы»Алюминиевый занавесПанно «Книги — память человечества»Театр «Около дома Станиславского». Спектакль «Школа дураков»Фестиваль «Империя оперы»Выставка «Век Пикассо»Coffee Story, Оскар Питерсон и трио Одиссея
 
Страны и города
 


 

Сергий Радонежский

Отшельник

Есть в Третьяковской галерее картина М. Нестерова, исполненная тихой прелести, — «Видение отроку Варфоломею». На холме, среди желтеющих березок, стоит тоненький светловолосый мальчик с уздечкой на руке, а перед ним фигура старца-черноризника. Мальчик этот через годы станет под именем Сергия Радонежского величайшей славой России.

Был Варфоломей младшим сыном ростовского небогатого боярина Кирилла. Как и все дети, семи лет пошел он в школу, но учеба давалась туго. Учитель наказывал его, товарищи смеялись, родители корили... Как-то послали его искать отбившегося от табуна жеребенка, и встретил он на холме монаха. Спросил его, какие молитвы произносить, чтобы одолеть науку. Помолившись, старец дал мальчику частицу просфоры, велел съесть и сказал: — Это дается тебе в знак благодати и для разумения Священного Писания. Отныне овладеешь грамотой лучше братьев и товарищей.

М. Нестеров. Видение отроку Варфоломею
М. Нестеров. Видение отроку Варфоломею

Велико было изумление родителей, когда мальчик стал перед трапезой бойко читать псалмы. Пришедший с ним старец благословил Варфоломея и предсказал в будущем духовное величие отрока. С тех пор погрузился мальчик в изучение божественных книг.

Вскоре окончательно разорившийся из-за поездок с князем в ханскую орду боярин Кирилл с семьею оставил древний Ростов и переселился в маленький городок ростовского княжества Радонеж, что в глухом лесном краю. Двадцати лет стал просить Варфоломей у родителей благословения на постриг в монахи. Но те просили не оставлять их до кончины. Любящий сын им повиновался. Лишь похоронив отца и мать, ушел он вместе со старшим братом Стефаном из дому в леса.

Выбрали братья для поселения небольшой холм, названный впоследствии Маковицей, сложили из ветвей шалаш, а вскоре своими руками срубили «церквицу» и келью. Но недолго пробыл пустынником Стефан, не выдержал он суровой отшельнической жизни и ушел в Москву, в монастырь.

Жизнь оставшегося в одиночестве Варфоломея была нелегкой. Лишь изредка заходил к нему живший неподалеку игумен-старец Митрофан. Ему-то и открыл свое желание отшельник — стать иноком. Игумен и постриг юношу в монахи. И стал он зваться Сергием.

Обитель

Сергий продолжал жить в своей келье среди лесов. Нелегко было. Вся история монашества показывает, что самыми трудными бывают первые месяцы отшельничества. На смену духовному подъему приходит сомнение, искушение, даже отчаяние. Вот ведь не смог брат СтеФан выдержать затвора, ушел к людям. Порой и его душой овладевал простой человеческий страх перед лесным зверьем, которого тут водилось много, перед душегубами-разбойниками. Но Сергий подавлял в себе эти чувства.

Как-то встретил он у своего жилища огромного медведя, ослабевшего от голода. Сергий разломил последнюю краюху хлеба и половину отдал зверю. Так повторялось не раз, и вскoре медведь стал ручным.

А потом, прослышав о святой жизни отшельника, стали приходить к нему люди, просили разрешения поселиться рядом. Сначала их было 12. Построили кельи. Развели огород. Питались скудно, тем, что добывали своим трудом. Братии монашеской все прибывало. Они стали просить Сергия стать игуменом.
- Желаю лучше учиться, нежели учить, лучше повиноваться, нежели начальствовать — отвечал он.

И все же Сергий понимал, что с ростом числамонахов нужно как-то организовать их, навести порядок. По общему желанию братии он был в l354 г. избран игуменом обители и посвящён в этот сан в Переяславле. В монастыре был принят устав. Построили новую, побольше, церковь Святой Троицы. Так начиналась Троице-Сергиева лавра.

Была Сергиева обитель беднейшей. Все делали сами, и примером был Сергий. Он сам рубил кельи, таскал бревна, носил в гору воду, молол зерно, пек хлебы и шил одежды, обувь, скатывал свечи, готовил просфоры. Одним словом, для всей братии он был как «купленный раб». А когда наступали трудные, голодные дни, запрещал инокам просить подаяние. Предпочитал заработать хлеб трудом своим.

Уже известный своею святостью на всю Русь, оставался преподобный все таким же простым, равнодушным к благам земным, строгим к себе, понятливым и добрым к другим. Он был похож скорее на усердного крестьянина, чем на пустынника.

Во славу отечества

Преподобного Сергия почитали уже не только миряне, но и высокие церковные чины. Митрополит Московский Алексий часто приезжал в его лавру, а состарившись, выбрал Сергия себе в преемники.
— От юности я не был златоносцем, а в старости тем более желаю пребывать в нищете, — был ответ Сергия.
Так отказался он от карьеры, которой многие другие тщетно добивались, остался Сергий верен своему призванию.

Но жизнь Отечества не могла обойти преподобного стороной. Не мог Сергий оставаться безучастным к бедам и напастям, принесенным на родную землю татарским игом. И когда в Лавру приехал за советом и благословением на битву с врагом князь Дмитрий, Сергий понял всю ответственность момента. Осенив князя крестным знамением, он как бы предрек ему победу над ордой Мамая. Он дал ему в помощники двух иноков — Пересвета и Андрея Ослябю.

На поле Куликовом в бой они пошли без шлемов и панцирей, в образе схимы, с белыми крестами на монашеской одежде. По преданию, Пересвет вступил в схватку с татарским богатырем и, поразив его, сам пал. Русское войско одержало победу на Куликовом поле.

Учитель

Почти 80 лет прожил преподобный Сергий Радонежский. Незадолго до кончины было ему чудное видение — явление Богоматери с апостолами Петром и Иоанном. Этому был свидетель живший с пим в одной келье монах Михей. Богоматерь сказала Сергию, что до нее дошли молитвы и что овв всегда будет заступницей этой обители.

Перед смертью Сергий собрал братию и говорил о том, чему учил всегда, об иноческой жизни, о мире и любви. В те годы монастыри являлись центрами духовного просветительства, сохранения культуры, самой государственности. А Сергиева лавра была живительным источником для многих других монастырей.

Сам Сергий поставил своими трудами два монастыря: Троице-Сергиев и еще один, на речке Киржач. Много обителей по его благословению были основаны его учениками. «Сергиевских» монастырей возникло до сорока. Основанные в глухих пустынных местах, они обрастали поселениями и становились центрами распространения знаний, христианской веры и культуры. Сергия почитают как отца монашества, как надежду России, как заступника земли Русской.


Материал предоставлен сайтом Иконовед. Христианская культура и её художественное выражение в иконах представлены на сайте как для начинающих исследователей древнерусской живописи, так и для профессиональных искусствоведов, занимающихся изучением икон.


Следующая страница: Иноки и отшельники

   •  Главная   •  Культура и искусство   •  Сергий Радонежский  
 
Итальянское вино ИЛЬ ПАЛАЦЦО   Пришелец и аборигенка. Глава из детектива Татьяны Латуковой   Три интересных иконы девятнадцатого века из проекта «Се Вера»   Очарованный странник. Лирика Екатерины Польгуевой
  О проекте
Карта сайта
Рассказики
Страны и города
Наука и техника
Культура и искусство
Красота и здоровье
Дом и сад
Семья и дети
 
   18+