Культура и искусствоВойна в творчестве Гелия КоржеваВолшебный мир Галлен-КаллелыАнри Матисс. Путешествие в РоссиюАнри Матисс. Марокканский свет.Американская живопись второй половины XIX - первой половины XX вековГалерея Кауницов в Славкове (Аустерлице)Западноевропейская коллекция ЭрмитажаПришелец и аборигенка. Глава из детектива Татьяны ЛатуковойРусская иконописьТри интересных иконы девятнадцатого века из проекта «Се Вера»Сергий РадонежскийИноки и отшельникиОчарованный странник. Лирика Екатерины ПольгуевойЖивописные панно «Неандертальцы» и «Кроманьонцы»Алюминиевый занавесПанно «Книги — память человечества»Театр «Около дома Станиславского». Спектакль «Школа дураков»Фестиваль «Империя оперы»Выставка «Век Пикассо»Coffee Story, Оскар Питерсон и трио Одиссея
 
Искусство
 


 

Анри Матисс. Путешествие в Россию

У современных художников часто встречаешься с экспрессивностью изображения и очень тщательным исполнением некоторых частей тела в ущерб другим; это нарушает единство... и беспокоит разум.
А.Матисс

В 1905 году на выставке в парижском Осеннем Салоне, новое художественное движение, главным представителем и выразителем которого являлся Анри Матисс, было названно одним из журналистов «фовизмом» (в переводе «работать в манере «диких зверей зоосада»)

Тогда выразительные пейзажи Средиземноморья, написанные открытым чистым цветом Матиссом и его друзьями Дереном, Марке, Камоэном, Вламинком, воспринимались как подлинная революция в живописи и казались варварскими, дикарскими. Через несколько лет пейзажи и не менее активные по цвету, подчас доходящие до гротеска портреты фовистов прочно завоевали себе место на ежегодных парижских выставках, а сам Матисс в эволюции своего стиля ушел далеко вперед к созданию обновленной гармонии цвета и линии в огромных настенных панно, призванных преобразить жилище человека новой технологической эры И первым городом, в котором Матиссу предстояло реализовать свои монументальные замыслы, стала Москва.

Для развески в вестибюле и на площадках парадной лестницы в особняке С.И.Щукина Матисс написал два панно, вскоре приобретших мировую известность-«Танец» и «Музыка». В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии огонь, землю, воздух. По мысли Матисса, современный человек рядом с этой гармонией, созданной средствами искусства, сможет отрешиться от стремительного бега машинной цивилизации и приобщиться вечным началам жизни.

Передавайте округлости тела, как в скульптуре. Ищите их объем и наполненность. Для этого должно быть достаточно их контуров. Когда говорят о дыне, то пользуются двумя руками, чтобы передать жестом ее сферическую форму. Точно так же двух линий достаточно для передачи формы. Рисунок подобен выразительному жесту, но преимущество его в том, что он остается существовать. Рисунок - это скульптура, но его следует рассматривать близко, чтоб можно было схватить мысль, которую он несет; скульптор тоже должен ее передать, но куда более четко, потому что на его произведение смотрят с гораздо большего расстояния...
А.Матисс

Живописи, в понимании Матисса особой, трансформированной, воображаемой реальности, принадлежала в этом процессе ведущая роль. Интенсивный, напряженный цвет фовистских полотен Матисса до 1910 года призван был приковывать внимание и как бы растворять в себе зрителя; создавать особый оазис гармонии и возвышенного покоя для владельца апартаментов, декорированных данными живописными панно; специфическую и очень концентрированную цвето-линейную среду.

Анри Матисс. Танец
Анри Матисс. Танец

Сергей Щукин был в восторге от новых больших декораций Матисса, ежегодно приезжая в Париж и неизменно посещая его ателье, он находился целиком во власти последних монументальных замыслов художника, вступившего в то время в пору творческой зрелости. Следовали новые заказы и регулярно отбирались для московской коллекции свежие, только что снятые с мольберта полотна. Азарт Щукина увлек и второго русского собирателя Ивана Морозова, превратившего свой особняк в Москве в настоящий музей, открытый для публичных сеансов. Морозов также стремился создать у себя залы Матисса, в которых бы царил особый матиссовский мир природы. Он высказал художнику желание приобрести пейзажи его кисти.

Анри Матисс. Музыка
Анри Матисс. Музыка

Чтобы увидеть на листе свои большие декоративные панно «Танец» и «Музыка», принять участие в развеске других полотен, приобретенных С. Щукиным, а также решить для себя вопросы о новых монументальных циклах для щукинского домашнего музея, Матисс осенью 1911 года вместе со Щукиным приехал из Парижа через Петербург в Москву.

Но здесь его ждали неожиданные художественные впечатления, намного превосходившие конкретную цель приезда,— встреча с русским средневековьем. «Откровение пришло ко мне с Востока», скажет впоследствии художник.

Говоря сегодня о значении раскрытия древнерусских икон и фресок от позднейших записей и слоев копоти для всего развития отечественной культуры ХХ века, мы подчас забываем, что, кроме Васнецова, Врубеля, Корина, Малевича, Ларионова и Гончаровой, был еще один гениальный свидетель возникновения этого прекраснейшего строя образов, может быть, наивысшего из всех человеческих творений красками и кистью,— Анри Матисс.

Из кратковременной поездки в Москву он вернулся в Париж с живыми воспоминаниями о парящих фигурах святых на стенах и сводах кремлевского Успенского собора, где конструктивную и эмоциональную роль играют их одеяния-прозрачные невесомые покровы, сотканные из волнообразно струящихся поверхностей чистого цвета; об особой роли линий и размеров фигур по отношению к формату доски на древних иконах с отзвуками письма Дионисия, которые он видел, посетив замечательную коллекцию друга Щукина, И. Остроухова. Наконец, воображение впечатлительного художника не могли не поразить уникальные во всем мировом искусстве древнерусские иконостасы, заключавшие внутри чисто живописного ансамбля идею храма, строго конструктивной и пронизанной философским смыслом архитектуры; причем все это создано только с помощью линий, цвета и света.

Для Матисса это было первое знакомство с византийским искусством в его особом древнерусском варианте, где решающая роль принадлежит чистому, сияющему и одновременно матовому цвету. Острое щемящее чувство цвета отличает древнерусскую икону как от всех византийских образцов, так и от по-восточному ярких вариантов народного стиля, которые также в изобилии Матисс мог видеть на русских базарах. Проникновенная литургия цвета древнерусских икон и фресок делает их открытыми самому современному художественному сознанию.

Интерьеры особняков Морозова и Щукина предоставляли ему возможность двигаться по пути создания принципиально нового декоративизма в станковой картине, экспериментировать со стилем и работать над созданием особой среды обитания средствами искусства, иначе — творить вторую натуру, пронизанный светом цветной космос, параллельный и органичный по отношению к живой природе. Очевидно, что после московских видений собственные «агрессивные» полотна, написанные огненными фовистскими красками предшествующего периода, могли показаться Матиссу недостаточно гармоничными.

На деньги, заработанные к 1909 году от продажи своих полотен И.А.Морозову и С.И.Щукину, художник приобрел дом с садом в парижском пригороде Исси-ле-Мулино. Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания декоративных композиций в новой яркой манере. Но останавливаться на достигнутом он не собирался, и в 1912 году предпринял путешествие в Марокко, которое открыло новый этап в творчестве художника.

М. Бессонова


Материал подготовлен в содружестве с порталом Smalti.ru - вдохновение, творчество, искусство. Портал посвящен истории живописи и работам современных художников, иконописи и древнерусской живописи, архитектуре, литературе и другим искусствам. Статьи и заметки сайта ориентированы на самую широкую аудиторию и не содержат чрезмерных заумствований искусствоведов. Добро пожаловать на Smalti.ru!


Следующая страница: Анри Матисс. Марокканский свет.

   •  Главная   •  Культура и искусство   •  Анри Матисс. Путешествие в Россию  
 
Итальянское вино ИЛЬ ПАЛАЦЦО   Пришелец и аборигенка. Глава из детектива Татьяны Латуковой   Три интересных иконы девятнадцатого века из проекта «Се Вера»   Очарованный странник. Лирика Екатерины Польгуевой
  О проекте
Карта сайта
Рассказики
Страны и города
Наука и техника
Культура и искусство
Красота и здоровье
Дом и сад
Семья и дети
 
   18+