Культура и искусствоВойна в творчестве Гелия КоржеваВолшебный мир Галлен-КаллелыАнри Матисс. Путешествие в РоссиюАнри Матисс. Марокканский свет.Американская живопись второй половины XIX - первой половины XX вековГалерея Кауницов в Славкове (Аустерлице)Западноевропейская коллекция ЭрмитажаПришелец и аборигенка. Глава из детектива Татьяны ЛатуковойРусская иконописьТри интересных иконы девятнадцатого века из проекта «Се Вера»Сергий РадонежскийИноки и отшельникиОчарованный странник. Лирика Екатерины ПольгуевойЖивописные панно «Неандертальцы» и «Кроманьонцы»Алюминиевый занавесПанно «Книги — память человечества»Театр «Около дома Станиславского». Спектакль «Школа дураков»Фестиваль «Империя оперы»Выставка «Век Пикассо»Coffee Story, Оскар Питерсон и трио Одиссея
 
Волшебный мир Галлен-Каллелы
 


 

Культура и искусство

Война в творчестве Гелия КоржеваВойна в творчестве Гелия Коржева  
Есть произведения, которые, словно вершины горной цепи, высятся в искусстве. Проникновением в смысл событий, неординарностью художественных решений они являют собой критерий мастерства, меру постижения истории с позиций современной эстетической мысли. К их числу относятся работы Гелия Михайловича Коржева, посвященные Великой Отечественной войне. Когда началась война, ему не исполнилось еще и шестнадцати лет. В этот миг и прервалась юность будущего художника. Воспитанники Московской средней художественной школы при институте имени В. И. Сурикова оказались в отдаленной от фронта, гостеприимной Башкирии, в селе Воскресенском...

Волшебный мир Галлен-КаллелыВолшебный мир Галлен-Каллелы  
Спросите любого финна: кто из художников еще при жизни прославился на родине и за ее пределами? Первым каждый назовет имя Аксели Валдемара Галлен-Каллелы. Обратимся лишь к некоторым фактам. Может быть, самые яркие из них связаны с Парижской всемирной выставкой 1900 года, на которой Финляндия, с 1809 год в качестве Великого Княжества Финляндского входившая в состав России, получила возможность самостоятельно продемонстрировать миру свои достижения в собственном павильоне. Экспозиция включала много произведений финского искусства. Среди них было и немало работ Галлен-Каллелы — главного устроителя этого павильона.

Анри Матисс. Путешествие в РоссиюАнри Матисс. Путешествие в Россию  
Для Матисса это было первое знакомство с византийским искусством в его особом древнерусском варианте, где решающая роль принадлежит чистому, сияющему и одновременно матовому цвету. Острое щемящее чувство цвета отличает древнерусскую икону как от всех византийских образцов, так и от по-восточному ярких вариантов народного стиля, которые также в изобилии Матисс мог видеть на русских базарах.

Анри Матисс. Марокканский свет.Анри Матисс. Марокканский свет.  
Две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно «темпераментное» путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как «Марокканский триптих», портрет «Стоящего рифа» («Марокканец в зеленой одежде») и «Арабская кофейня». Впоследствии, подводя итог своему марокканскому путешествию, Матисс сказал: «Путешествия в Марокко помогли мне осуществить необходимый переход и позволили вновь обрести более тесную связь с природой, чего нельзя было бы достигнуть с помощью живой, но все же несколько ограниченной теории, какой стал фовизм».

Американская живопись второй половины XIX - первой половины XX вековАмериканская живопись второй половины XIX - первой половины XX веков  
Американская живопись развивалась в основном под влиянием европейского искусства и пришедших из Европы эстетических идей, отчасти многие работы американских живописцев кажутся вторичными по отношению к европейским полотнам. Но там, где европейские тренды накладывались на традицию собственного «наивного» искусства, рождалось оригинальное и узнаваемое американское искусство живописи, чью специфику составляет восхищение историей освоения и становления страны. Красота дикой природы, грандиозность масштабов и романтика жизни первопроходцев и первопоселенцев стали важными сюжетными направлениями, определившими развитие национальных особенностей живописи.

Галерея Кауницов в Славкове (Аустерлице)Галерея Кауницов в Славкове (Аустерлице)  
Коллекция Льва Вильгельма помещалась в ренессансном дворце, который впоследствии Доминик Ондржей Кауниц перестроил в стиле барокко по проекту итальянского архитектора Доменико Мартинелли. Много путешествовавший Доминик Ондржей обладал в области искусства значительными познаниями. Сопровождавший его во время дипломатических поездок Мартинелли помогал ему и при упорядочении славковской картинной галереи, которая в 1692 году была дополнена портретом самого Кауница кисти парижского живописца Гиацинта Риго.

Западноевропейская коллекция Эрмитажа  
Музей на Неве вполне может гордиться огромным собранием западноевропейской живописи, которое одно из лучших не только в Европе, но и в мире. С Эрмитажем могут сравниться по количеству и качеству коллекций произведений искусства Британский музей в Лондоне, Лувр в Париже, испанский музей Прадо в Мадриде, галерея Уфицци во Флоренции и Метрополитен-музей в Нью-Йорке.

Пришелец и аборигенка. Глава из детектива Татьяны ЛатуковойПришелец и аборигенка. Глава из детектива Татьяны Латуковой  
Представляем вам одну из писательниц со сложившимся кругом умных читателей, кому важна как логичность и завершённость сюжета, так и проработка персонажей, как качество художественного текста, так и эмоциональность живых диалогов с непосредственной передачей особенностей речи. Татьяна Латукова - мастер острозакрученных интриг, в разгадке которых можно сомневаться до последней страницы, а вместе с тем и трепетный исследователь множества взаимосвязей и вероятностей, приводящих к трагическим или комическим развязкам.

Русская иконописьРусская иконопись  
Иконы на Русь пришли из Византии после Крещения Руси. История сохранила нам имя одного из первых русских иконописцев Алипия Печорского, он жил во второй половине XI века и умер в 1114 году. В то время иконы Алипия считались совершенными, а тогда в Киеве писали иконы лучшие константинопольские художники. В Печорском «Патерике», или «Отечнике», — так называется книга, рассказывающая о жизни старцев-монахов, — описан чудесный случай. Однажды Алипий заболел и не успел вовремя окончить, заказанную икону. Тогда в келью к Алипию явился ангел, взял кисть и дописал неоконченный образ...

Три интересных иконы девятнадцатого века из проекта «Се Вера»Три интересных иконы девятнадцатого века из проекта «Се Вера»  
Представленные в этой статье иконы из проекта «Се Вера» относятся к безымянной народной иконописи девятнадцатого века, ещё недавно едва ли не презираемой за шаблонность многочисленных образцов. Однако уже сейчас ясно, что сундуки бабушек оказались вовсе не бездонными, предметов церковного и христианского искусства позапрошлого века оказалось конечное количество. И за шаблонностью чуткие художественные взгляды различают провинциальные тенденции, свойственные тем или иным региональным центрам и мастерским иконописи.

Сергий Радонежский  
Есть в Третьяковской галерее картина М. Нестерова, исполненная тихой прелести, — «Видение отроку Варфоломею». На холме, среди желтеющих березок, стоит тоненький светловолосый мальчик с уздечкой на руке, а перед ним фигура старца-черноризника. Мальчик этот через годы станет под именем Сергия Радонежского величайшей славой России.

Иноки и отшельникиИноки и отшельники  
Зародилось монашество в IV в. Тогда, при императоре Константине, христианство стало господствующей религией, и общины начали терять строгий, сугубо религиозный образ жизни. Но находились люди, которые искали духовного подвига, видя его в возможности вести чистую и святую жизнь.

Очарованный странник. Лирика Екатерины ПольгуевойОчарованный странник. Лирика Екатерины Польгуевой  
Катя Польгуева - поэтесса девяностых и двухтысячных, которую ещё назовут и летописцем, и пророком рубежа веков и тысячелетий. Ранняя смерть оставила Катю вне торжественных поэтических чтений по случаю многолетних юбилеев, Катя успела получить только одну премию - за повесть в прозе. А вот её стихотворения разошлись по интернету, но остались за рамками хвалебных рецензий большой прессы. Однажды время прославления придёт, а пока мы публикуем короткий цикл стихотворений, посвящённых поездке Кати по Русскому Северу.

Живописные панно «Неандертальцы» и «Кроманьонцы»  
Мне достались «Неандертальцы» и «Кроманьонцы», Штейману — «Питекантропы» и «Охота на мамонта». Сделали пробный набросок двух цветных вариантов и принялись разрабатывать каждый свои эскизы. Сотрудники антропологического музея снабдили нас исчерпывающей информацией. Они беседовали с нами, показывали книги и настоящие предметы, которые могли быть нам полезны. Сотрудники были заинтересованы и внимательны. Единственное условие, поставленное ими заранее,— не рисовать людей, сидящих на корточках. Эскизы были приняты без поправок. Картоны, сделанные углем, тоже понравились. Научные сотрудники их сфотографировали себе на память.

Алюминиевый занавес  
Интерьеры Дворца культуры Красноярского алюминиевого завода оформлял архитектор Яков Анатольевич Лившиц. По его же проекту выполнялся декор театрального зала, Но занавес для сцены он предложил расписать мне — темперой по холсту. Почти год ушел у меня на эскизы, считая время, растраченное на хождение по утверждающим инстанциям. Моими будущими сотрудниками намечались А. Штейман и Г. Дервиз. Однажды кому-то из нас пришло в голову сделать весь занавес из алюминия. Его можно посадить на деревянный каркас, и занавес будет не тяжелее, чем из холста с грунтом. А заводу, конечно, интересно увидеть свою продукцию в качестве художественного материала. Архитектор одобрил идею.

Панно «Книги — память человечества»Панно «Книги — память человечества»  
В эскизе, который был одобрен, центр панно заняла символическая женская фигура, вернее, ее голова и плечи с широко раскинутыми руками. На странице огромной книги были крупно написаны формулы, записанные мною под диктовку знакомого математика Б. М. Вула. На краях панно изобразила схемы, иллюстрирующие кривизну пространства, скопированные из книги соответствующего профиля.

Театр «Около дома Станиславского». Спектакль «Школа дураков»  
Пьеса по мотивам повести Саши Соколова повествует о жизни и смерти, чередуя серьёзные философские вопросы с немного карикатурными юмористическими вставками. Субъективное отношение к теме смерти и ухода в иной мир во многом определяет реакцию конкретного зрителя на спектакль. Кто-то уходит, удручённый мрачностью повествования, кто-то не понимает, зачем всё это действо было разыграно. А кто-то лишь немного грустит, но печаль эта не трагична, а в каком-то смысле созидательна. (2013)

Фестиваль «Империя оперы»Фестиваль «Империя оперы»  
На сцене, сооружённой прямо под открытым небом на лужайке внутри старого каре построек царской усадьбы, располагался симфонический оркестр, за ним выстроился хор, и под уверенные взмахи дирижёрской палочки, оперная дива выводила переливы какой-то сложной партии. Признаться честно, я на некоторое время опешила - уж не привидилось ли мне сие волшебное видение. Но нет, всё оказалось взаправду и всерьёз. Традиционный, уже четвёртый фестиваль «Империя оперы» в очередной раз баловал москвичей возможностью приобщения к высокому оперному искусству. (2012 год)

Выставка «Век Пикассо»Выставка «Век Пикассо»  
Одним из знаменитых афоризмов Пабло Пикассо является его высказывание: «Я не знаю, хороший ли я живописец, но я хороший рисовальщик». За этой фразой скрыто не только признание важности графического искусства, но и высокая самооценка собственных графических работ, а их у Пикассо было немало. Рисунок, гравюра, печатная графика интересовали художника на протяжении всей жизни, и его работы в этих областях стали не просто новацией, а стремительным прыжком от подробной иллюстративности к лаконичности форм и содержания, к мгновенному донесению до зрителя эмоции, сути, специфичности образов. (2012 год)

Coffee Story, Оскар Питерсон и трио ОдиссеяCoffee Story, Оскар Питерсон и трио Одиссея  
Совмещение в рамах одного вечера живописной выставки, презентации книги и музыкального концерта может показаться слишком дерзским и перенасыщенным впечатлениями проектом, но если картины - всевозможные чашки кофе, книга - автобиография Оскара Питерсона, а музыка - джаз в исполнении Трио Одиссея, то их сочетание и взаимодополнение оказывается гармоничным и естественным, как будто одно создано для другого. (2011)


   •  Главная   •  Культура и искусство  
 
Итальянское вино ИЛЬ ПАЛАЦЦО   Пришелец и аборигенка. Глава из детектива Татьяны Латуковой   Три интересных иконы девятнадцатого века из проекта «Се Вера»   Очарованный странник. Лирика Екатерины Польгуевой
  О проекте
Карта сайта
Рассказики
Страны и города
Наука и техника
Культура и искусство
Красота и здоровье
Дом и сад
Семья и дети
 
   18+