Страны и городаГород Дмитров. Исторический очеркСнетогорский монастырьСпасо-Евфимиевский монастырь в СуздалеЦерковь Покрова на НерлиАрхитектурный ансамбль в селе КидекшаДом поэтов МурановоНовгород. Юрьев монастырь. Исторический очеркНовгород. Юрьев монастырь. Архитектурный ансамбльКоломна - заповедник эпох и временных измеренийВладимиро-Суздальский крайКостромская земляЯрославльОт Москвы до Ростова Великого
 
Искусство
 


 

Новгород. Юрьев монастырь. Архитектурный ансамбль

Сохранившийся до нашего времени ансамбль Юрьева монастыря включает постройки 20-40-х годов XIX века, расположенные вокруг древнего Георгиевского собора.

Георгиевский собор

Принцип ассиметричного трехглавия, ритм лопаток, делящих узкие стены на узкие прясла, двухъярусное расположение небольших по размерам окон и ниш, зубчатые бровки над окнами барабанов – все эти художественные средства и ранее известные новгородским зодчим, были талантливо использованы строителем Георгиевского собора мастером Петром в лучшем из его творений.

Впечатлению красоты и монументальность способствуют удачно найденные пропорции. Высота храма до полусферы главного купола — 32 метра, при ширине (вместе с лестничной башней) — 24 и длине (вместе с алтарем) — 26 метров. В древние времена собор не подвергался перестройкам. В 1345 году были сделаны свинцовые кровли, которые в 1804 году заменили железными. Когда в 1675 году собор пострадал от пожара, царь Михаил Федорович пожаловал па его ремонт 200 пудов железа и 200 бочек извести. В 1706 году Георгиевский собор опять обновили, причем с запада к нему пристроили паперть. В 1744 году с юга к зданию была пристроена ризница.

Юрьев монастырь. Георгиевский собор
Юрьев монастырь. Георгиевский собор

Значительной перестройки подвергся Георгиевский собор в 1825-1827 годам, во времена игуменства архимандрита Фотия. Верхние части стен были искажены: заделали многочисленные ниши и переделали оконные проемы. С западной стороны были выстроены новый притвор и паперть с ампирным портиком, с северной - придел, а с южной — новая ризница. Древняя живопись была сбита, настлан новый пол из чугунных плит, сооружен пышный иконостас. Центральные столбы внутри собора были утолщены кирпичными прикладками из опасения, что столбы (простоявшие семь веков) недостаточно надежны.

В ходе реставрационных работ 1950-х годов удалось найти интересные особенности декора восточных арок сводов Георгиевского собора. Они имели зубчатое обрамление в виде парапета над сводами. Кладка арок также носила декоративный характер: тонкие полоски кирпича чередовались с широкими полосами слоя раствора. Все' это значительно обогащало первоначальную композицию этого памятника зодчества, вносило в его облик приветливые черты.

Древняя роспись собора до наших дней дошла фрагментарно на притолоках южного окна и в лестничной башне. Живопись на стенах и сводах внутри основного объема здания исполнена в 1902 году владимирскими мастерами под руководством В. Сафонова. Она интересна лишь тем, что многие композиции скопированы с известных древних: Деисус в алтаре — с фресок Спасо-Мирожского монастыря во Пскове, изображение архангела Михаила на полусводе в жертвеннике – с фресок Киевского Софийского собора, Спасителя в куполе — с мозаики собора в Монреале, композиция «Преображение» — из Луврского музея в Париже, композиция «Рождество Христово» — с ватиканских миниатюр.

После возведения каменного Георгиевского собора в монастыре строятся еще несколько церквей, каменная квасоварня, колокольня с часами с боем, архимандричья и братские деревянные кельи, конюшенный двор. Между 1724 — 1764 годами была выстроена каменная ограда протяженностью 52 сажени. Пожары 1810 и 1823 годов истребили многие постройки. С 1823 по 1841 год на деньги Анны Орловой возводятся новые здания.

Постройки XIX века

Напротив входа в Георгиевский собор расположен настоятельный корпус. Его протяженность — 150 метров. В центре внимания — Спасский собор, построенный в 1823 году на месте сгоревшей церкви Федора и Александра. Под собором находится Подвальная церковь, устроенная в 1834 году Фотием. Впоследствии в ней были захоронены Фотий и Анна.

К северу от Спасского собора построили монастырскую трапезную, а к югу — 10 настоятельских келий. В середине XIX века настоятельские кельи были перенесены в северное крыло а в южной части корпуса на втором этаже позднее разместилась библиотека. За настоятельским корпусом с запада располагались различные хозяйственные г.постройки: кладовые, конюшни, каретная, с севера возле ворот — кельи монастырских стражей. На углу — Северная башня.

Северный корпус был построен в 1824 — 1829 годах. В центре его возвышается колокольня высотой 52 метра, которая строилась с 1838 по 1841 год. Существует предание, что на проектных чертежах колокольни царь Николай 1 вычеркнул один ярус (этаж), чтобы эта постройка не была выше колокольни «Иван Великий» в Москве.

Юрьев монастырь. Крестовоздвиженский собор
Юрьев монастырь. Крестовоздвиженский собор

На восток от колокольни размещались просфорня, кельи наместника, казначея, ризничего, эконома. На северо-восточном углу в 1823 году был построен Крестовоздвиженский собор. Восточный, Орловский корпус (1325 — 1827 годы) был сооружен для жительства монашеской «братии», В верхнем этаже было 12 келий для монашествующих высших чинов (иеромонахов и иеродиаконов), в нижнем — столько же келий для прочих.

Южный корпус, построенный в 1824 — 1831 годах, начинается с башни, которую приспособили под церковь. За ней располагались летние настоятельские кельи и больница.

Таким образом, за короткий срок, монастырь, исключая собор XII века, был отстроен заново. Более десятка глав и главок его соборов, церквей и колокольни были покрыты золотом.

В годы Великой Отечественной войны монастырь пострадал из-за обстрелов, часть построек была разрушена. В 1950-е годы соборы и здания Юрьева монастыря были отреставрированы. Последние масштабные реставрации были проведены в 2000-е годы, после возвращания ансамблю статуса православного монастыря.

Литература: Карева И. И. Юрьев монастырь. Новгород, «Новгородская правда», 1979

Материал подготовлен в содружестве с сайтом «Формула строительства».


Следующая страница: Коломна - заповедник эпох и временных измерений

   •  Главная   •  Страны и города   •  Новгород. Юрьев монастырь. Архитектурный ансамбль  
 
Итальянское вино ИЛЬ ПАЛАЦЦО   Пришелец и аборигенка. Глава из детектива Татьяны Латуковой   Три интересных иконы девятнадцатого века из проекта «Се Вера»   Очарованный странник. Лирика Екатерины Польгуевой
  О проекте
Карта сайта
Рассказики
Страны и города
Наука и техника
Культура и искусство
Красота и здоровье
Дом и сад
Семья и дети
 
   18+