Страны и городаГород Дмитров. Исторический очеркСнетогорский монастырьСпасо-Евфимиевский монастырь в СуздалеЦерковь Покрова на НерлиАрхитектурный ансамбль в селе КидекшаДом поэтов Мураново
 
Искусство
 
 

Снетогорский монастырь

В пяти километрах от Пскова по течению реки Великой, среди густой, буйно разросшейся зелени круто поднимается Снятная гора, одно из живописных мест Псковщины. Здесь в конце XII столетия возник мужской монастырь, получивший по названию горы имя Снетогорского.

Бурные и нелегкие судьбы Псковской земли не обошли его стороной. Расположенный в непосредственной близости к «Великому городу», на западных подступах к нему, монастырь много раз первым принимал на себя удары иноземных войск, прорывавшихся к Пскову.

Снетогорский монастырь
Снетогорский монастырь. Фото 1966 года

В 1299 году его до основания разрушили немецкие рыцари, но подошедшие сюда войска псковичей отогнали врага. «Была злая сеча, какой никогда не было у Пскова,— писал летописец, — ранили самого немецкого полководца в голову, а прочие вскоре бросили оружие свое и устремились бежать, устрашенные мужеством (князя) Довмонта и псковичей». Но снова выросли монастырские укрепления, а внутри них в 1310 году поднялся собор Рождества Богородицы. После каждого очередного вражеского нашествия подновлялись стены, продолжалось строительство монастырских зданий. В 1518 году рядом с Рождественским собором сооружаются Трапезные палаты и церковь Николы при них.

Следующее столетие вписывает много тяжелых страниц в историю Снетогорского монастыря. Воспользовавшись разорением которое принесло Московскому государству смутное время, известный шведский полководец король Густав-Адольф направляет на Русь свои войска, но не может пройти дальше Пскова. В захваченном шведами монастыре располагается штаб их 16-тысячной армии, которой противостояло всего лишь три тысячи псковских воинов. Отсюда Густав-Адольф осыпал предложениями о сдаче осажденный город, отсюда же, потерпев полное поражение, вынужден был с остатками армии отправиться в обратный путь.

Снетогорский монастырь
Снетогорский монастырь. Современное фото

Но, хотя псковичи много раз предупреждали иностранные нашествия на русскую землю и их безграничной отваге обязана была Русь постоянной охраной своих западных границ, присоединение Пскова к Московскому государству проходило не просто. Слишком независимы и вольнолюбивы были псковичи. В 1650 году вместе с новгородцами поднимают они знаменитое Псковское восстание, требуя уважения к своим «вольностям». На этот раз в Снетогорском монастыре располагается присланный Москвой для переговоров с восставшими воевода Иван Хованский, сумевший мирным путем уладить спорные вопросы.

Снетогорский монастырь с реки Великой
Снетогорский монастырь с реки Великой. Фото 1966 года

В XVII веке завершается и основное строительство монастыря. Приобретают свой окончательный вид стены и башни, сооружаются главные, «святые», ворота, рядом с Рождественским собором вырастает оригинальный Вознесенский храм в виде высоко поднявшегося столпа-колокольни. Из всех снетогорских памятников только он один не дошел до наших дней: храм был разрушен в годы Великой Отечественной войны. Значительно пострадали тогда и остальные постройки. В настоящее время в монастыре в основном закончены длившиеся ряд лет реставрационные работы, которые вернули уникальному памятнику архитектуры его первоначальный вид.

Снетогорский монастырь. Рождественский собор. Южный фасад
Снетогорский монастырь. Рождественский собор. Южный фасад. Фото 1966 года

Псковские зодчие удивительно тонко чувствуют свой родной пейзаж. Выстроенный на широкой излучине реки Великой, Снетогорский монастырь будто вырастает из известковой скалы, продолжая и завершая ее. Он неразрывно связан с развертывающейся вокруг панорамой полей, деревень, самого Пскова. Строгие формы его стен и храмов, тонущих летом в зелени, зимой четко вырисовываются на фоне сумрачного неба.

Связь с окружающей природой зодчие подчеркивают строительным материалом местного происхождения. Из того же известняка, на котором стоит монастырь, сооружены все его постройки и стены. Плиты известняка выламывались, отчего все они разного размера и имеют неровную, как бы рифленую поверхность. Со временем эта шероховатость быстро увеличивается, так как известняк легко разрушается под действием воды и ветра. Тщательно выбеленные для укрепления плитняка стены кажутся вылепленными скульптором, а примешанный к побелке толченый кирпич сообщает им особенную теплоту.

Рождественский собор — один из древнейших памятников русской архитектуры. Подобно всем псковским сооружениям, его отличает суровая сдержанность и простота форм. Самыми ограниченными средствами они достигают впечатления подлинной монументальности, хотя в действительности размеры построек не так уж велики. По замыслу заказчиков Рождественский собор должен был повторять формы еще более древнего сооружения — собора СпасоМирожского монастыря XI века, одной из самых почитаемых святынь Пскова.

Снетогорский монастырь. Рождественский собор.
Снетогорский монастырь. Рождественский собор. Современное фото

Но зодчий многое изменил по сравнению с предложенным ему образцом. Очень характерна для псковской архитектуры нарядная «дорожка» — углубленный рельефный орнамент, подчеркивающий основание массивной главы и оживляющий его сложной игрой света и тени. Самая глава покрыта специально обработанным деревом.

Еще больше изменили общий вид Рождественского собора последующие пристройки. В XVI веке к нему достроен притвор, из которого широкие проемы проделаны в основной храм. К этой пристройке в последующем столетии присоединилась новая, с крыльцом, богато украшенным зелеными поливными изразцами и расписанными кирпичами. Все эти дополнения были включены в пристройку XVIII века, которая в настоящее время и примыкает со стороны главного входа к Рождественскому собору.

Внутреннее пространство собора строится на контрастах массивных стен, столбов, низких сводов в подкупольное пространство. Расположенные на разной высоте, сравнительно небольшие, в глубоких амбразурах, окна дают направленные и поэтому особенно яркие пучки света, выхватывающие отдельные фрагменты стенных росписей.

Снетогорский монастырь. Рождественский собор. Фрески
Снетогорский монастырь. Рождественский собор. Фрески

Непосредственно по окончании строительства Рождественского собора, примерно в 1313 году, он был покрыт внутри фресками. Во время осады Пскова в 1581 году фрески эти сильно пострадали и были сначала подновлены, а затем покрыты побелкой. Всего лишь несколько лет назад росписи Снетогорского монастыря не фигурировали в истории искусства. Потерянные для зрителей в XVI веке, они только,благодаря проведенным в 1949 году исключительно тщательным и мастерским реставрационным работам были расчищены и обрели новую жизнь.

Снетогорский монастырь. Рождественский собор. Фрески
Снетогорский монастырь. Рождественский собор. Фрески

В качестве сюжета художники использовали не канонические сказания церкви, а апокрифы — отрицаемый церковью легенды. Это очень характерно для Пскова. Именно в XIV веке одной из форм социальной борьбы становится распространение среди его ремесленников и мелких торговцев ереси стригольников. Они использовали христианское учение для критики существующих государственных порядков и форм жизни, выдвигая более реальные, диктуемые самой действительностью представления. Отголоски подобного протеста нашли свое отражение в Снетогорских росписях.

Снетогорский монастырь. Рождественский собор. Фрески
Снетогорский монастырь. Рождественский собор. Фрески

Художников прежде всего интересует живой человек со всеми особенностями его характера и жизненной деятельности. Во все традиционные религиозные композиции они вносят активное начало, совершенно меняющее характер изображения, Люди в фресках стремительно двигаются, бурно жестикулируют или, наоборот, поглощены напряженной работой мысли. Каждое состояние поглощает нх целиком, не оставляя места для так часто проявляющейся в иконописи последующего времени созерцательности.

Снетогорский монастырь. Рождественский собор. Фрески
Снетогорский монастырь. Рождественский собор. Фрески

Совершенно своеобразная и исключительно темпераментная манера живописи подчеркивает всю силу разнообразных и противоречивых чувств, которые переживают действующие лица любой сцены. Быстрый энергичный мазок сообщает фрескам взволнованность живого человеческого переживания, тогда как «пробела» — проложенные белилами блики — доводят это переживание до предельной напряженности. Пользуясь «пробелами», художник подчеркивает в каждом лице определенную мысль, определенное состояние, ради выражения которых он пользуется портретными подробностями. Для него важна индивидуальность не внешнего облика человека, а его душевного мира. Поэтому так не похожи друг на друга образы снетогорских фресок.

Больше шести с половиной веков прошло со времени создания Снетогорского монастыря и его росписей. Но и сейчас они удивительно живо рассказывают о русских людях далекого.прошлого, их жизни и замечательной художественной культуре.

Н. Молева.

Литература: Н.Молева. Снетогорский монастырь. Изд-во «Советская Россия», 1966


Следующая страница: Спасо-Евфимиевский монастырь в Суздале

   •  Главная   •  Страны и города   •  Снетогорский монастырь  
 
Страны и города Наука и техника Культура и искусство
Итальянское вино ИЛЬ ПАЛАЦЦО   Гранитные ступени   Мозаичная композиция   Красота и здоровье
Красота и здоровье Дом и сад Семья и дети
  О проекте
Карта сайта
Винотека
Рассказики
Страны и города
Наука и техника
Культура и искусство
Красота и здоровье
Дом и сад
Семья и дети
 
   18+