Страны и городаГород Дмитров. Исторический очеркСнетогорский монастырьСпасо-Евфимиевский монастырь в СуздалеЦерковь Покрова на НерлиАрхитектурный ансамбль в селе КидекшаДом поэтов МурановоНовгород. Юрьев монастырь. Исторический очеркНовгород. Юрьев монастырь. Архитектурный ансамбльКоломна - заповедник эпох и временных измеренийВладимиро-Суздальский крайКостромская земляЯрославльОт Москвы до Ростова Великого
 
Искусство
 


 

Костромская земля

Кострома

Древняя Кострома – ровесница Москвы, крепость на северо-восточной границе ростово-суздальских владений, в краю дремучих лесов и болот. Кострома была названа по древнему языческому славянскому празднику. Не раз Кострома служила укрытием для московских князей от внезапных набегов татар, а в начале XVII в. сыграла важную роль в организации ополчения К. Минина и Д. Пожарского. Ее ополченцы участвовали в разгроме польско-шведских интервентов.

С 20-х годов XVIII в. начинается экономическое развитие Костромы как ремесленного и торгового города. Из костромских промыслов были широко известны мыловаренный, кожевенный, полотняный, ювелирный. Постройки города были в основном деревянные, поэтому из-за частых пожаров памятников глубокой старины не сохранилось.

После очередного пожара 1778 г.. была осуществлена застройка центра Костромы каменными зданиями по генеральному плану, в разработке которого принимали участие лучшие зодчие того времени. Была принята веерообразная структура планировки, при которой улицы сходятся к центральной площади огромной подковой, развернутой к Волге.

Привлечет ваше внимание комплекс торговых рядов. Он состоит более чем из десятка зданий, расположенных на главной площади и на спуске к Волге. О разнообразии товаров. которыми торговала Кострома, говорят названия рядов: Табачные, Пряничные, Мучные, Рыбные, Мелочные. Калачные, Мыльные, Масляные и т. д. Аркады и колоннады рядов составляют очень гармоничный и колоритный ансамбль. В их возведении принимали участие видные архитекторы П. И. Фурсов и В. П. Стасов.

Кострома. Торговые ряды
Кострома. Торговые ряды

По проекту губернского архитектора П. И. Фурсова застроена и центральная площадь города. Оригинальны здания присутственных мест, гауптвахты, пожарной каланчи. выдержанные в стиле русского классицизма. Ныне она называется площадью Революции в память проходивших здесь митингов и демонстраций трудящихся.

Очень приятно пройтись по набережной Волги. зайти в беседку Островского, погулять по тихим зеленым улицам, застроенным деревянными домами XVIII — XIX вв., украшенными затейливой резьбой.

Одной из достопримечательностей Костромы является Ипатьевский монастырь. Застройка монастыря продолжалась с ХVI по XIX вв. В музее народного деревянного зодчества представлены уникальные постройки, характерные для уклада жизни костромского края. Большое впечатление производят громадная по размерам Спасская церковь на высоких дубовых сваях (1628 г.), крестьянский дом, весь в деревянном кружеве, ветряная мельница.

В музее изобразительного искусства Костромы, который размещается в специально для него построенном здании конца XIX в. в центре города, можно увидеть интересное собрание картин конца XIX — начала ХХ в., а также экспонаты по искусству местных ювелиров и ткачей. Кострому также называют столицей русского льна - это крупнейший центр льняной промышленности.

Плес

Плес — небольшой волжский городок между Костромой и Кинешмой. Стоит он на высоком правом берегу красавицы Волги. По кручам зеленых холмов взбираются уютные деревянные домики, а наверху — пышная зелень березовых рощ. Белоснежным пятном выделяется лишь здание бывшей Воскресенской церкви. в которой сейчас разместилась местная картинная галерея.

На месте Плеса когда-то стоял древний город Чувиль, вероятно, уничтоженный в ХII в. полчищами Батыя. А в 1410 г. московский князь Василий повелел заложить здесь крепость, получившую название Плес. Расположенный на холмах, защищенный крутым обрывом, глубокими рвами и земляными валами Плес стал укрепленным пунктом на северо-восточных границах Русского государства. Неоднократно он отражал набеги татар, но после завоевания Казани в 1552 г. Перестал считаться крепостью, постепенно превратившись в торговый город. До постройки в 18,1 г. железной дороги Иваново-Кинешма Плес был основным портом этого текстильного района на Волге.

В прошлом столетии Плес стал популярным местом отдыха москвичей и петербуржцев, которых привлекала сюда красота окрестностей, здоровый климат. В 1888 г. впервые в Плесе побывал великий русский пейзажист И. И. Левитан. Он создал здесь такие картины, как «После дождя. Плес», «Березовая роща», «Вечер. Золотой плес», «Осень. Мельница» и другие. В Плесе бывали также В. П. Верещагин. И. Е. Репин, В. Н. Бакшеев. Ф. И. Шаляпин.

Иваново

Иваново часто называют «русской текстильной столицей». Уже в XVII в. холщовый промысел был основным источником существования жителей села Иваново, а в XVIII в. здесь работали первые полотняные и ситценабивные мануфактуры. Город возник в 1871 г. от слияния села Иваново с Вознесенским посадом и первоначально назывался Иваново-Вознесенском, а в 1932 г. был переименован в Иваново. К концу XIX в. это был крупный центр текстильной промышленности, его называли «русским Манчестером».

К концу XIX в. город стал одним из центров революционного движения в России. В дни революции 1905 г. Иваново-Вознесенск был ареной всеобщей политической стачки, длившейся 72 дня. Для руководства стачкой здесь избрали первый в России общегородской Совет рабочих депутатов.

Вся текстильная промышленность дореволюционного города была сосредоточена в его центре по берегам небольшой реки Уводь, а вокруг тянулись серые одноэтажные бараки ткачей. После революции старые текстильные фабрики начали реконструироваться, механизироваться, а позднее и автоматизироваться. О бараках сейчас помнят только седые старожилы. В первые пятилетки по проектам крупных советских архитекторов В. А. Веснина, И. А. Голосова. И. А. Фомина были построены новый вокзал, здания театра. цирка, банка, медицинского и химико-технологического институтов.

Краеведчекий музей Иваново располагает уникальной коллекцией тканей XVII — ХХ веков.

Палех

Палех знаменит своими оригинальными художественными лаковыми миниатюрами. Специфика и своеобразие палехского искусства легко объяснимы исторически: оно возникло и развивалось на основе древнерусской живописи. Уже в XVII в. процветали здесь иконопись и изготовление лубочных картин, на базе которых в настоящее время сложилось современное искусство, получившее всемирную известность. Художественная лаковая миниатюра — это своеобразная живопись, которая опирается на свои древние традиции, на свой художественный стиль и свою технику. В ней все необычно: восхитительное чувство красоты, цвета и ритма линий, применение золота, фантастичность сюжетов, отличное мастерство и острое чувство реальности, современности.


Впечатления о путешествиях, туристических и авантюрных поездках, заметки об истории и опыт приключений в других городах и странах представлены на сайте 1395.ru - Путешествия по России и миру.


Следующая страница: Ярославль

   •  Главная   •  Страны и города   •  Костромская земля  
 
Итальянское вино ИЛЬ ПАЛАЦЦО   Пришелец и аборигенка. Глава из детектива Татьяны Латуковой   Три интересных иконы девятнадцатого века из проекта «Се Вера»   Очарованный странник. Лирика Екатерины Польгуевой
  О проекте
Карта сайта
Рассказики
Страны и города
Наука и техника
Культура и искусство
Красота и здоровье
Дом и сад
Семья и дети
 
   18+