Дом и садАквариумы и их обитателиИзобретение швейной машинкиИгла - швея и художницаЛюбовь и вязальная машинаИстория фарфоровой тарелкиКулинарные рецепты: Яблочное раздольеМасляные лампы и керосинкаЛюстра: из Византии в Венецию, далее вездеТайна изготовления зеркалаУборка в загородном доме
 
Страны и города
 
 

Тайна изготовления зеркала

На зеркало многие обижались. Крыловская обезьяна, например, глядя в зеркало ужасалась: «Какая рожа! Какие у нее ужимки и прыжки!» — и клялась, что сама она просто удавилась бы с тоски, если бы хоть чуть, хоть маленькую крошечку была похожа на это отражение. Обижалась и царица-мачеха из пушкинской «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». Хотя сама просила всю правду доложить, но потом так разгневалась, что разбила зеркальце вдребезги.

Версаль. Зеркальный зал
Версаль. Зеркальный зал


Но зеркало не виновато. Оно просто очень честное. И всегда говорит правду, если, конечно, это зеркало не из «Комнаты смеха»: такое зеркало врет, но не со зла, а чтобы нам смешно было. Такое зеркало похоже на дружеский шарж. А на что похоже обычное зеркало? На ровную гладь воды, отражающую склонившееся над ней дерево. Ведь не зря же говорят: «Зеркало пруда» или «Вода блестела и отражала в себе небо, как зеркало». Наверное, именно сверкающая водная гладь и была для человека первым зеркалом. Но потом он увидел свое отражение в отполированном до блеска камне. «Замечательно! — подумал он. — Теперь я могу видеться с собой когда угодно!»

Первобытный человек не понимал закона отражения и поэтому приписывал зеркалу магическую силу. Он шептал над ним заклинания, верил, что в нем заключена божественная сила, ждал от него чудес и поклонялся ему. С появлением металла люди многие тысячелетия использовали в качестве зеркала выпуклые пластинки из серебра или сплава меди с оловом. Были и бронзовые зеркала. Их археологи находят при раскопках городов таких исчезнувших цивилизаций, как Древний Египет, Древний Рим.

Такие зеркала были очень несовершенны. Они быстро темнели, затем становились мутными и теряли свой блеск. Когда люди поняли причину этого (влияние на металл воздуха), они догадались, что металл нужно прятать под стекло также, как прячем мы под стекло картину или фотографию. Так появилось стеклянное зеркало.

В XII-ХШ веках стекла для зеркал вырезали из полых стеклянных шаров, внутреннюю сторону которых покрывали сплавом свинца с сурьмою. С XV века этот сплав заменили оловянной фольгой. На фольгу наливали ртуть. Ртуть растворяла олово и, соединяясь с ним, образовывала новый сплав, который хорошо прилипал к стеклу. Чтобы избыток ртути стекал, стекло держали наклонно. Требовался целый месяц, чтобы все стекло покрылось ровным слоем.

Но ртуть — вещество ядовитое, вредное. Да и зеркало получалось темным, так как ртуть поглощает очень много света. И вскоре ртуть заменили серебром. На стекло наливают раствор, из которого серебро оседает и покрывает поверхность стекла блестящим налетом. Чтобы зеркало было прочнее, заднюю стенку покрывают краской. Серебряное покрытие делает зеркало намного светлее.

«Как просто изготовить зеркало» — кажется нам. Но додуматься до простых вещей порой было очень сложно. Так было и с зеркалом. Представьте себе, что всего триста лет назад тайну изготовления зеркал знали лишь в одном городе мира — Венеции. Франция и многие другие страны закупали зеркала в Венеции в огромном количестве. Правительство Венеции очень боялось потерять монополию на изготовление зеркал, боялось, что секрет изготовления зеркал станет известен другим странам. Был даже издан закон, по которому венецианец, раскрывший секрет, будет предан смертной казни.

Венецианские стекольные заводы располагались на острове Мурано. Остров Мурано стал чем-то вроде свободной республики: им управлял совет, избранный самими стекольщиками, которые во всей Европе считались уважаемыми, знатными людьми. Лишь в одном зеркальщики были несвободны: под страхом смерти им и их семьям запрещалось выезжать куда-либо за пределы Венеции. И так продолжалось до XVII века.

Но вот французы твердо решили выведать тайну изготовления зеркал. Французский посол в Венеции получил секретное письмо от всемогущего министра финансов Кольбера с требованием: во что бы то ни стало сманить нескольких мастеров с зеркального завода Мурано. Задача была не из легких. Ведь каждый из них знал наизусть слова закона: «Если стекольщик перенесет свое ремесло в другую страну, то ему будет послан приказ вернуться. Если он не послушается, то его родственники будут посажены в тюрьму. Если он и тогда не захочет вернуться, будут посланы люди, чтобы его убить».

Прошло несколько недель, и вот темной ночью к острову Мурано пристала барка. Из темноты показались четыре человека. Вскоре послышался всплеск весел, и барка тронулась, унося с Мурано четырех мастеров-зеркальщиков. Они отправлялись во Францию, где обещали им большие деньги и райскую жизнь. Через несколько дней бежали еще четыре зеркальщика. Вскоре венецианское правительство узнало, что беглецы находятся в Париже и работают на королевской зеркальной мануфактуре. Министр Кольбер платил им хорошие деньги, семьям их тоже помогли бежать во Францию. Зеркальщикам жилось так вольготно, что они совсем забыли о страшном законе, грозящем смертью.

Но вот через полтора года с одним из мастеров случилось несчастье. Он умер внезапно, прямо за работой. Через три недели также скоропостижно скончался еще один, самый лучший мастер зеркал. В обоих трупах врачи нашли яд. Страх охватил мастеров, работавших на королевской мануфактуре: они стали проситься домой. Кольбер не удерживал их. Ведь секрет изготовления зеркал уже был известен, и французские рабочие его освоили. Вскоре зеркало перестало быть предметом роскоши - и французские зеркала быстро разошлись по всей Европе, и технологию производства стали повторять в разных странах и даже на разных континентах.


Во все времена зеркало обладало притягательностью магического, волшебного предмета. Какие только свойства ему не приписывали - и способность переносить в другие миры, и умение вызывать духов и привидений. Зеркала даже выступали в народных сказках отдельныыми персонажами, наделённыим сознанием. Портал Магия и волшебство , с одной стороны, публикует серии заметок о различных колдовских обрядах и суевериях, развенчивая магию и объясняя смысл простых психологических фокусов, с другой, даёт пищу для размышлений, а так ли всё просто в нашем мире, как иногда кажется.


Следующая страница: Уборка в загородном доме

   •  Главная   •  Дом и сад   •  Тайна изготовления зеркала  
 
Страны и города Наука и техника Культура и искусство
Итальянское вино ИЛЬ ПАЛАЦЦО   Гранитные ступени   Мозаичная композиция   Красота и здоровье
Красота и здоровье Дом и сад Семья и дети
  О проекте
Карта сайта
Винотека
Рассказики
Страны и города
Наука и техника
Культура и искусство
Красота и здоровье
Дом и сад
Семья и дети
 
   18+