Дом и садИзобретение швейной машинкиИгла - швея и художницаЛюбовь и вязальная машинаИстория фарфоровой тарелкиПриглашаем к столу (секреты сервировки)Кулинарные рецепты: Яблочное раздольеМасляные лампы и керосинкаЛюстра: из Византии в Венецию, далее вездеАквариумы и их обитателиСадовые цветыВоздушная и нежная космеяНежные цветы острых колючекТайна изготовления зеркалаДеревянная лестницаВ здоровом доме здоровый духАвторская фотография в современном интерьереУборка в загородном доме
 
Искусство
 


 

Люстра: из Византии в Венецию, далее везде

Впервые о металлических подвешиваемых к потолку светильниках упоминается в эпоху правления в Византии императора Константина VIII. Сохранились описания великолепных люстр в виде корон, собранных из колец, дужек и дисков. Но использовались они только в храмах. В некоторых музеях можно и сейчас увидеть металлические лампы того времени в виде корабля, ведомого Христом или одним из апостолов.

Из Византии такие люстры пришли и в наши храмы. Назывались они паникадилами — от греческого слова «поликанделон», то есть многосвечник. Литейщики Киевской Руси были искусными мастерами светильников — медных и серебряных. Их подвешивали на длинных цепях в куполе храма. Для больших храмов создавали огромные, многоярусные светильники,. украшенные многочисленными фигурами и подвесками.

Трогательны и живописны были паникадила европейских мастеров XI века. На сияющем ободе позолоченной меди стояла маленькая часовенка. В ее нишах помещались фигурки апостолов, а на вратах были укреплены свечи. Правда, постепенно их заменили лампадки из стекла и хрусталя, которые подвешивали на длинных позолоченных цепочках. Их было проще зажигать и гасить. Эти лампадки стали прародительницами многочисленного семейства стеклянных и хрустальных люстр. Но речь все еще идет о церковных светильниках. А когда же появились домашние люстры?

Сначала это были просто подвесные лампы. Потом, примерно к середине XVII века, стали модны в домах маленькие медные паникадила обычно в виде бронзовых рожков, расположенных вокруг центрального стержня. В XVIII веке для богатых особняков и дворцов придумали металлические отражатели и люстру спустили с потолка на стену. Отражатели представляли собой медные пластинки различных форм с прикрепленными к ним свечами. Выпуклую поверхность такой пластинки начищали до блеска, в ней отражался и усиливался свет пламени. Такие настенные светильники часто украшали гербами и вензелями их владельцев.

Но главным материалом, который способен был усилить свет, придать нарядность, праздничность люстре и который переспорил все другие, было стекло. На острове Мурано в Венеции было несколько мастерских стеклоделов. Они делали много изящных предметов из стекла: кубки, вазы и неповторимые люстры. Детали этих люстр в буквальном смысле лепили из остывающего стекла виртуозы-мастера. Венецианская люстра из лепного стекла — это пучок стеклянных стеблей, свободно растущих вверх из центральной стеклянной чаши. Стебли украшались изящными цветами и листьями, служившими подсвечниками. Со стеблей ниспадали цепи из стеклянных колечек, а центральный стержень едва просвечивал через лепнину.

У нас в России стеклянные люстры стали делать в последней четверти XVII века на Казенном заводе в Измайлово. Русские мастера очень преуспели в этом деле. Хрустальный убор люстр, который они изготавливали, состоял из крупных сверкающих граненых подвесок — звезд, шаров, листьев с резными краями. Подвески изготовлял Ямбургский стекольный завод, один из самых больших центров русского стеклоделия. Люстры в XVIII веке подвешивали на длинных и прочных цепях, они очень гармонировали с вошедшими тогда в моду обильной лепниной и зеркалами в дворцовых залах.

Хрустальная люстра


Словом "люстр" - светящийся, переливающийся, блестящий - во французском языке в XVII веке называли лишь светильники из хрусталя. Но потом название это перешло на все осветительные приборы, подвешиваемые к потолку. Из французского слово перекочевало и в русский.

Некоторые люстры, изготовленные в XVIII веке, можно увидеть во дворцах, ставших в наше время музеями. Это настоящие произведения искусства, которые радуют душу и вселяют в нее восторг. Легкий и изящный хрустальный убор из мелких миндалевидных подвесок, гирлянд и бус подвижно прикрепляется к бронзовым обручам и концам изогнутых проволочек. От малейшего дуновения воздуха трепещет пламя свечи и приходит в едва заметное движение все хрустальное кружево, отчего бесчисленные грани подвесок сверкают всеми цветами радуги. Завершает люстру дождь — сноп тонких пружинок или проволочек, на концы которых подвешены хрустальные подвески.

До XIX века в люстры вставлялись свечи. Они быстро сгорали, требуя замены, и оставляли копоть. В начале XIX века появились люстры с масляными лампами. Впервые в истории люстр потребовалось прикрывать яркое пламя и направлять свет. Так появились абажуры. Правда, новый вид освещения еще насовсем вытеснил привычные свечи. Например, в Александринском театре в Петербурге зал освещался свечами, и только в коридорах висело 203 масляные лампы.

Уникальная люстра была сделана для Успенского собора Кремля. Ее изготовили из серебра, которое награбил в Москве Наполеон со своей армией в 1812 году. Серебро у неприятеля отбили казаки. Люстра состоит из трех ярусов, украшенных изящно переплетающимися лозами и гроздями винограда, цветами и колосьями. Вес люстры — 300 килограммов.

Но это далеко не самая тяжелая люстра. В Красноярском театре зал украшает люстра весом 14,5 тонн. В ней 46 618 хрустальных и 172 000 металлических деталей, и трудились над ней мастера ста пяти профессий. Вот это люстра так люстра.


Различные аспекты планирования и создания строительства, интерьеров и экстерьеров представлены на сайте творческого объединения Строй-Формула. Примеры рискованных и типовых решений в архитектуре, строительстве, реконструкции различных объектов пригодятся теоретикам и практикам строительного дела, дизайнерам, декораторам.


Следующая страница: Аквариумы и их обитатели

   •  Главная   •  Дом и сад   •  Люстра: из Византии в Венецию, далее везде  
 
Итальянское вино ИЛЬ ПАЛАЦЦО   Пришелец и аборигенка. Глава из детектива Татьяны Латуковой   Три интересных иконы девятнадцатого века из проекта «Се Вера»   Очарованный странник. Лирика Екатерины Польгуевой
  О проекте
Карта сайта
Рассказики
Страны и города
Наука и техника
Культура и искусство
Красота и здоровье
Дом и сад
Семья и дети
 
   18+