Дом и садИзобретение швейной машинкиИгла - швея и художницаЛюбовь и вязальная машинаИстория фарфоровой тарелкиПриглашаем к столу (секреты сервировки)Кулинарные рецепты: Яблочное раздольеМасляные лампы и керосинкаЛюстра: из Византии в Венецию, далее вездеАквариумы и их обитателиСадовые цветыВоздушная и нежная космеяНежные цветы острых колючекТайна изготовления зеркалаДеревянная лестницаВ здоровом доме здоровый духАвторская фотография в современном интерьереУборка в загородном доме
 
Волшебный мир Галлен-Каллелы
 


 

Масляные лампы и керосинка

Обследуя одну древнюю пещеру, археологи нашли несколько гарпунов, скребни из кремня и еще один предмет, назначение которого они сразу не разгадали. Он был похож на небольшую плоскую чашку из красного песчаника. Но чашками пещерный человек вроде бы не пользовался. На дне чашки был какой-то черный налет. Оказалось, что это сажа. Но от чего она образовалась? Химики утверждали, что это — нагар от сожженного сала. «В таком случае, — сделали вывод археологи, — перед нами лампа, освещавшая пещеру».

Конечно, лампа эта была, как говорится, допотопная. В ней не было ни фитиля, ни стекла, и она сильно чадила. Но зато и светила. Человек мирился с некоторыми неудобствами ради того, чтобы в пещере было светло. Такие примитивные лампы прослужили человечеству очень долго. Они менялись внешне, становились удобнее и красивее по форме. Например, в домах раскопанного археологами города Помпеи среди всякой утвари нашли и лампы. Они были сделаны из глины, а украшены бронзой.

Некоторые из них были похожи на настоящие произведения искусства. Внешне лампа была похожа на соусник. Из носика выглядывал фитиль, а сбоку была ручка, за которую ее держали, если переносили из комнаты в комнату. Лампа горела на растительном масле. Фитиль понемногу сгорал, и его время от времени вытаскивали из носика. Чадила и коптила эта лампа ничуть не меньше первобытной. И в средние века она продолжала покрывать копотью стены замков и домов.

Люди очень долго не понимали, отчего коптят лампы, поэтому и не могли придумать способ, как избавиться от копоти. Первым, кто понял природу горения, был итальянский ученый, художник и инженер Леонардо да Винчи. Он понял, что копоть бывает от недостатка воздуха при горении. В таком случае не все вещество сгорает, и часть его превращается в сажу. Леонардо смастерил лампу с тягой, как в печке, то есть приделал к лампе трубу. Лампа стала на порядок лучше, но до совершенства еще было далеко. Потребовалось еще много лет, чтобы труба превратилась - в стеклянный колпак. Это придумал французский аптекарь Кенке, и такие лампы в старину у нас, в России, называли «кенкетами».

Но если ламповое стекло прозрачно, значит, теперь его можно опустить на горелку. Это и было сделано швейцарским ученым Э. Арганом. И все-таки такая лампа давала света не больше, чем свеча, потому что масло плохо всасывалось фитилем и пламя было маленькое. Как же заставить масло лучше подходить к фитилю? Долго ломал голову над этим один ученый по имени Д. Кардано. Он догадался поставить резервуар не под горелкой, а сбоку. Ведь так масло могло течь к пламени сверху вниз самотеком. Посудину он соединил с горелкой с помощью трубки-маслопровода.

Надо сказать, над непослушным маслом, нехотя идущим к горелке, бились многие изобретатели. Один из них придумал загонять масло... насосом. Насос приводился в движение часовым механизмом и накачивал масло в горелку. Согласитесь, что это уже не просто лампа, а целое машинное отделение. Лампы такой конструкции пригодились лишь на маяках, так как они дают очень ровный свет.

А вот другой вариант, как справиться с «ленивым» маслом: в посудину с маслом помещается металлический кружок и пружина. Пружина давит на кружок, а кружок на масло, и оно по трубке быстро поднимается в горелку. Эта лампа стала самой популярной, и ею пользовались до самого появления керосиновой лампы.

Керосиновые ламы начала XX века
Керосиновые ламы начала XX века

Керосиновая лампа устроена так, что воздух подходит к пламени и снаружи, и изнутри. Снаружи воздух проникает через коронку со щелями, изнутри — через отверстие в металлической трубке, в которую вставляется фитиль. Накрытая стеклянным колпаком, лампа выглядит нарядно, а при свете пламени просто чудесно. И несмотря на отступление перед всесильным электричеством и лампами накаливания, керосиновая лампа всё же не сдалась совсем. Керосиновые лампы востребованы в деревнях и дачных посёлках, где случаются отключения электричества, а в таких случаях спасает старая добрая керосинка.


Статья подготовлена при участии специалистов сайта Fire-engine.ru, рассматривающего вопросы пожарной безопасности и технологий защиты от воспламенений, задымлений, возгораний и т.п. Как бы это ни было банально, керосиновые лампы всё ещё являются источником повышенной опасности пожара, и их использование должно быть ответственным, разумным. Использование простых систем оповещения и пожаротушения способно предотвратить серьёзные беды и крупные материальные потери.


Следующая страница: Люстра: из Византии в Венецию, далее везде

   •  Главная   •  Дом и сад   •  Масляные лампы и керосинка  
 
Итальянское вино ИЛЬ ПАЛАЦЦО   Пришелец и аборигенка. Глава из детектива Татьяны Латуковой   Три интересных иконы девятнадцатого века из проекта «Се Вера»   Очарованный странник. Лирика Екатерины Польгуевой
  О проекте
Карта сайта
Рассказики
Страны и города
Наука и техника
Культура и искусство
Красота и здоровье
Дом и сад
Семья и дети
 
   18+