|
Семья и детиКак создаются мультики?Музей игрушки Николая БартрамаКоллекция уникальных кукол Юлии ВишневскойАвиационное моделирование. Сборные моделиАттракционы, на которых катались наши бабушки и дедушкиЗоопарк - развлечение и познаниеДетство шахматГлиняные сказки ПаганаПразднуем Новый годНе будьте равнодушны к страхам детейДеньги и семейное счастье
|
Музей игрушки Николая БартрамаНиколай Дмитриевич Бартрам (1873-1931) был четвертым ребенком в семье. Став взрослым, он так и остался в душе ребенком, но ребенком-коллекционером. Отец маленького Николая был по профессии художник и любил мастерить собственными руками различные вещицы. В кабинете отца стоял верстак и токарный станок, на стене висела полка с инструментами. Однажды этими инструментами отец Коли соорудил для детей четырехколесную коляску со спинкой, расписанной цветами. Под руководством отца Николай Бартрам овладел столярным ремеслом. И когда вырос, поступил учиться в Московскую школу живописи ваяния и зодчества, но не закончил ее. Он поехал работать в Курскую губернию, в усадьбу Семеновка, где была мастерская игрушечно-столярного производства. В мастерской по эскизам Бартрам а было создано множество игрушек: различные копилки, копилка-барин, «Аника-воин» — все это были народные игрушки, и предназначались они для детей из небогатых семей. Одновременно Николай Бартрам увлекся изучением истории игрушки. Он изучал, как производят игрушки в Московской, Владимирской и других губерниях России. Искал игрушки в музеях Парижа, Берлина, Нюрнберга. За границей его интересовали не одни только игрушки, а все примитивное искусство разных народов. Бартрам был удивительный человек. Всю жизнь любил играть с игрушками и очень любил животных. У него дома, в столовой комнате, стоял большой вольер для птиц, в нем жили синицы, щеглы, чижи и пара снегирей. По полу прыгал зайчонок, который обдирал обои возле плинтусов. Здесь же гулял кот, его звали Иноход. А в стеклянной банке жил мышонок Пип. Какое-то время в доме был еще и ежик Ермолай. В 1900-е годы Бартрам начал придумывать «архитектурные игрушки». Для этого он совершал экспедиции по Москве, осматривал соборы и церкви, фотографировал и обмерял рулеткой здания. Появились такие игрушки, как «Сухарева башня», «Сторожевая башня», «Красные ворота», «Уголок старой Москвы». С 1904 года Бартрам заведовал Кустарным музеем в Москве. Кустарным промыслом называются работы народных умельцев, которые собственными руками что-либо изготавливают. Рядом с Кустарным музеем находились склады и кустарные учебные мастерские. Работал и магазин по продаже поделок народных умельцев. Вот здесь-то, в музее, и родилась у Бартрама идея создать собственный Музей игрушки. Для того чтобы открыть новый музей, необходимо к этому хорошо подготовиться, и «взрослый ребенок» устраивает в Кустарном музее серию выставок: «История игрушки», «Игрушки прошлого и настоящего», «Как делают игрушки». А еще первые выставки пока несуществующего музея проходили у Бартрама дома. Каких только игрушек не было на этих выставках. Куклы из народного кукольного театра — Петрушки, скоморохи, медведи... Игрушки из фарфора, великое множество игрушек из дерева, искусно сделанные и не очень, старинные и современные. В 1918 году Музей игрушки открылся. Правда, помещения у музея пока не было, все экспонаты хранились в четырех комнатах квартиры Бартрама: коллекция кукол русского народного кукольного театра, Посадские и Богородские игрушки, книжки для детей и множество детских портретов. Когда в 1924 году музею дали особняк — усадьбу Хрущевых на Пречистенке, сразу Музей игрушки стал очень посещаемым. Музей игрушки благодаря обширным знаниям, неуемной энергии и преданности любимому делу своего основателя и руководителя Николая Дмитриевича Бартрама стал заметным научно-исследовательским и научно-производительным центром, более того, он стал даже учебным заведением. По инициативе Бартрама при музее был организован факультет научных пособий и художественной игрушки Московского техникума кустарной промышленности, а впоследствии и курсы по подготовке инструкторов по производству игрушек. Было организовано три специализированных отделения — резной и токарной игрушки, папье-маше и мягкой Вскоре после открытия музей был переведен из Москвы в Сергиев Посад. Там Музей игрушки существует и поныне. Бартрам переживал, что Москва осталась без любимого музея. «Взрослый ребенок» боролся с чиновниками как мог, в надежде вернуть музей столице, но не до игрушек было новому государству. В 1931 году Николай Дмитриевич Бартрам скончался. Сегодня многие, кто бывает в Сергиевом Посаде, посещают самый большой в России Музей игрушки, созданный этим удивительным человеком, игрушечным мастером, собирателем и коллекционером — Николаем Дмитриевичем Бартрамом. Следующая страница: Коллекция уникальных кукол Юлии Вишневской
|
О проекте Карта сайта Рассказики |
Страны и города Наука и техника Культура и искусство |
Красота и здоровье Дом и сад Семья и дети |
18+ |