Семья и детиКак создаются мультики?Музей игрушки Николая БартрамаКоллекция уникальных кукол Юлии ВишневскойАвиационное моделирование. Сборные моделиАттракционы, на которых катались наши бабушки и дедушкиЗоопарк - развлечение и познаниеДетство шахматГлиняные сказки Пагана
 
Волшебный мир Галлен-Каллелы
 
 

Как создаются мультики?

Мультики любят все. Милые, очаровательные, смешные, веселые, добрые. Вот бежит Заяц — храбрый и находчивый. Сейчас он в который уже раз обманет глупого и сердитого Волка. Это наши старые знакомые из мультфильма «Ну, погоди1». А симпатичный пушистый медвежонок, застрявший после плотного обеда в норе у Кролика! Бедный Винни - поэт с опилками в голове. Ушастый маленький Чебурашка со своим другом, крокодилом Геной, строит дом для всех, кому одиноко. А отважный Маугли совершает чудеса храбрости и ловкости в борьбе со своим врагом — коварным тигром Шер-Ханом.

Чебурашка и Гена

Как происходят. все эти чудеса на экране? Сказочные, выдуманные герои становятся живыми — говорят, движутся, смеются, плачут, прыгают, играют, ссорятся... Каким же образом волки начинают разговаривать, крокодилы строить дома? Оживают даже такие вещи, как, например, взбесившаяся шуба в мультике про барона Мюнхгаузена. И даже клякса выступает в роли злодея?

Попробуем разобраться. Что означает слово «мультипликации»? В переводе с французского языка — «умножение», «множественность». И действительно, в основе движения на экране лежит множество рисунков, на каждом из которых запечатлен кусочек, этап движения.

Между прочим, вы можете сделать простейший мультипликационный фильм сами. Возьмите. блокнот и в углу каждого листа нарисуйте человечка или медвежонка. Для начала пусть он будет с прямыми ногами, потом чуть согнет их. На следующем листе нарисуйте его присевшим, затем — будто он начинает выпрямляться. Всего должно получиться 8-12 рисунков. Если теперь быстро-быстро перелистать блокнот, вы увидите, как человечек прыгает. В зависимости от того, какие рисунки сделать, человечек или зверек может вставать, кланяться, бежать, прыгать в воду, лететь, надевать шляпу — словом, все что угодно.

Почему это происходит? Потому что быстрая смена положений воспринимается нами как неразрывное, слитное движение. Между прочим, мультипликация родилась раньше, чем игровое кино. Еще в начале прошлого века в балаганах и на ярмарках показывали приборы со странными названиями: «стробоскоп» и «зоотроп». Эти игрушки — настоящие предшественники мультфильма. В них, конечно, не использовалась кинопленка (ее к тому времени еще не изобрели), но в основу волшебного действия приборов, оживляющих картинки, был положен тот же принцип. Зритель смотрел в узкую прорезь окошка, где картинки мелькали так быстро, что воспринимались как единое движение. Человечки, зверюшки, веточки деревьев оживали.

Не сразу мультики стали создаваться так, как сейчас. Не было такой хитрой и умной техники, не было кинопленки. Из плотной бумаги делалась марионетка, руки, ноги и голова которой соединялись плотными нитками. На цветной раскрашенный фон прикалывали булавками марионетку и снимали первый кадрик. Затем художник передвигал сочленения марионетки — руки, ноги или туловище — на одну фазу задуманного движения, снова закреплял марионетку булавками и снимали второй кадрик. Так и шла вся работа.

Одним из первых отечественных мультипликаторов был, к вашему огромному удивлению, Владимир Маяковский. Он оживил свои рисунки, сделанные для «Окон сатиры» Роста. А самый первый мультик для детей был сделан по мотивам сказок Корнея Ивановича Чуковского. Назывался он «Сенька-африканец».

А как сейчас создаются мультфильмы? Все начинается со сценария. Сценарийэто его литературная основа мультфильма, его сюжет. Прочитав сценарий, режиссер пишет свой подробный план мультфильма: действия разбивает на сцены и маленькие эпизоды. Потом к работе подключается художник-постановщик. У него очень ответственная задача. В игровом кино художник-постановщик придумывает декорации, костюмы для актеров, выбирает места для съемок. При создании мультфильма он не только выбирает места для съемок, но и сам придумывает их. Ведь горы, небо, вода, деревья в каждом рисованном фильме разные. И «актеры» разные. Например, медведи из фильмов «Топтыжка», «Винни-Пух», «Генерал Топтыгин» и «Маугли» совершенно не похожи друг на друга. Делается множество пробных рисунков. Неудачные выбрасывают, более удачные подправляют, уточняют. Найти образ — дело нелегкое. Тут нужны талант и воображение.

И вот герои будущего мультика появились. Но пока только на бумаге: они еще неподвижны. Кто же заставит их задвигаться и ожить? Это сможет сделать художник, который называется художником-одушевителем, — тот, кто вдыхает жизнь, вселяет душу в нарисованных человечков, зверей, цветов, бабочек, птиц. Этот художник делает много-много рисунков, изображающих последовательные фазы движения. Чем больше промежуточных этапов движения героя, чем меньше каждый, последующий рисунок отличается от предыдущего, тем более плавным и естественным будет выглядеть движение на экране. Для десятиминутного фильма требуется 14 400 рисунков! Но основная трудность художника-одушевителя заключается вовсе не в количестве рисунков.

Художник-мультипликатор должен быть хорошим актером. Ведь прежде чем нарисовать какую-то сцену, одушевитель должен сыграть ее в своем воображении. Нужно найти наиболее выразительные движения, позы, мимику своих героев, суметь перевоплотиться в птицу, варежку, бабку-ежку или, например, в слона. Часто в коридорах и мастерских киностудии можно наблюдать удивительные сцены. Cолидный человек в полном одиночестве и очень сосредоточенно прыгает на одной ножке или проделывает странные танцевальные движения. Это художник-одушевитель проверяет на себе правильность найденного им движения. Может, он изображает танцующего медвежонка или развеселившийся самовар? А вот молодая художница строит сама себе гримасы — страшные-престрашные, и при этом смотрит в зеркало. Скорее всего она пытается найти выражение для лица ведьмы.

Как бегают маленький котенок и взрослая кошка? Как падает капля? Как рассеивается дым? Как движутся волны в реке? Знание законов движения — самая главная тайна профессии художника-одушевителя. Мало изобразить движение таким, каким оно бывает в жизни. На экране это может «не прозвучать». Движение нужно заострить, подчеркнуть в нем характерное. Можно знать, как движется настоящая кошка, но ведь в мультиках все кошки разные.

Мультипликационная кошка может быть нарисована мохнатым пятнышком, несколькими треугольничками или одной контурной линией. И все эти.кошки будут двигаться по-разному. Стиль движения и стиль рисунка должны совпасть.

Рисунки делаются на листах кальки. Потом переводятся на листы прозрачного целлулоида и раскрашиваются специальными красками. И теперь, совершенно готовые, они один за другим снимаются кинокамерой на специальном мультипликационном станке.

Фильм почти готов. Однако его герои еще не заговорили. И вот на студию приходят актеры. Только' здесь серьезные драматические актеры могут позволить себе превратиться в лягушку, крокодила или в нежное говорящее облачко. Самое главное — достигнуть полного слияния голоса актера с движением персонажа на экране. И, когда музыка, написанная композитором, изображение, созданное художником и голос актера соединяются вместе, герои мультика, словно на них брызнули живой воды, оживают.


Следующая страница: Музей игрушки Николая Бартрама

   •  Главная   •  Семья и дети   •  Как создаются мультики?  
 
Страны и города Наука и техника Культура и искусство
Итальянское вино ИЛЬ ПАЛАЦЦО   Гранитные ступени   Мозаичная композиция   Красота и здоровье
Красота и здоровье Дом и сад Семья и дети
  О проекте
Карта сайта
Винотека
Рассказики
Страны и города
Наука и техника
Культура и искусство
Красота и здоровье
Дом и сад
Семья и дети
 
   18+